Статья из Cборника докладов международной конференции «Фотография в музее», 2-4 октября 2012 г.

Учитывая невозможность в одной статье представить все, хранящиеся в РОСФОТО коллекции, мы решили ограничиться редкими с исторической и художественной точки зрения снимками определенного времени. Мы не касаемся обширного фонда видовой зарубежной фотографии XIX–XX вв., не даем обзор современной российской фотографии и оставляем без внимания многочисленные снимки и отдельные альбомы, связанные с событиями Русско-японской, Первой и Второй мировых войн. Лишь вскользь упоминаем о некоторых фотографах, хотя обширнейшая, постоянно пополняемая, коллекция иностранных и русских фотопортретов, хранящаяся в фондах РОСФОТО, насчитывает более тысячи имен знаменитых и малоизвестных мастеров светописи. В этой статье мы постараемся дать репрезентативную выборку отечественной архитектурной и этнографической фотографии 1860–1930-х гг., а также рассказать об уникальном собрании альбомов и семейных архивов, хранящихся в наших фондах.

Альбомы плаваний и путешествий

На протяжении десяти лет существования РОСФОТО складывалась подборка альбомов и отдельных фотографий по теме, которую условно можно было бы назвать «Плавания». К этому жанру относятся «Путешествия цесаревича Николая Александровича на Восток» работы В.Д. Менделеева, «Плавание Тихоокеанской эскадры» и многие другие альбомы конца XIX – начала XX вв.

На многих снимках альбома «Сахалин – Одесса – Нью-Кастл. 1888–1890» изображены пароходы Добровольного флота: «Нижний Новгород» (1888), «Кострома», «Орел», «Россия», выполнявшие регулярные рейсы из Одессы на Дальний Восток в конце XIX – начале XX столетия. Общее количество фотографий в альбоме — 126 шт. Практически все снимки имеют подписи, часть из которых дублированы, поскольку первоначальная чернильная надпись выцвела. Некоторые групповые портреты подписаны поименно.

Появление Добровольного флота — одной из наиболее известных пароходных компаний России, относится к концу русско-турецкой войны. Согласно уставу, основной задачей Добровольного флота являлась организация регулярных товаро-пассажирских рейсов между Одессой и портами Дальнего Востока. Помимо чисто коммерческой выгоды, эта деятельность обещала принести большую пользу в политическом, военном и хозяйственном отношениях. Первые контракты были заключены с Министерством внутренних дел на доставку на Сахалин ссыльно-каторжных и с Военным министерством на перевозку во Владивосток солдат и военных грузов. Так, «Нижний Новгород», переоборудованный в Марселе под тюремное судно, с 1879 г. доставлял заключенных на остров Сахалин.

16 мая 1887 г. на Сахалине у мыса Крильон сел на мель и затонул пароход «Кострома» (лист 8), выполнявший товаропассажирский рейс из поста Корсаковский в Александровск. Для восполнения этой потери 25 января 1888 г. подписали контракт на приобретение в Англии только что построенного парохода «Port Caroline», которому присвоили назание погибшего судна. Фирма выполнила задание в оговоренные сроки — 3 марта 1890 г. пароход отправился из Ньюкасла в Одессу к месту постоянной приписки. Еще один пароход — «Орел» — послужил образцом для «крейсеров», построенных в последующие годы для Добровольного флота.

Альбом представляет огромный исторический интерес, т. к. на его страницах подробнейшим образом задокументированы сцены перевозки преступников в России конца XIX в. Например, на листе 2 показана посадка арестантов, привезенных перед этим из различных центральных тюрем России, на один из крейсеров Добровольного флота. На место посадки их приводят закованными в кандалы небольшими партиями.

На палубе происходило сличение примет преступников с их документами (статейными списками). Удостоверившись в личности осужденного, его осматривали медики, для того, чтобы в числе принятых на борт не было людей с заразными болезнями (лист 2 об.). На листах 3 и 4 наклеены фотографии с типами арестантов и арестанток. После отплытия корабля из Одессы с преступников снимали кандалы и так везли до Сахалина. Днем арестанты под караулом посменно гуляли по палубе (лист 4). Остальное время они проводили в своих помещениях под палубой. Часто у арестантов случался тепловой удар или они заболевали инфекционными болезнями (лист 3 об. — «Красное море. Больные тепловым ударом»), умерших хоронили в море, завернув в брезент и привязав к ногам колоскик (лист 3 об. — «Похороны арестанта в Индийском океане»).

Поездка от Одессы до Сахалина занимала, обычно, более месяца. После приезда на остров, арестантов сдавали местному начальству. Видовые фотографии помещены на листах 4 об. – 9 об.: Корсаковский пост, Японское консульство в поселке, избы поселенцев в деревне Соловьевка, река Александровка, пристани для приема угля и поселок Дус, почта на оленях, селение тиляков — многие из снимков датированы 1889 г. Следующие листы альбома посвящены видам Владивостока 1889 г.; Японии, Китая, Сингапура, Индии, Америки (Нью-Кастл), Кронштадта, Греции (Афины), Франции (Париж), а так же, фотографиям русской императорской яхты «Штандарт» в Ливадии, австрийскому пароходу «Марс», потопленному в Босфоре «Костромой» и др.

Огромный исторический интерес представляет альбом, созданный неизвестным членом экипажа в 1929–1930 гг. и названный «Экспедиция на ледоколе «Георгий Седов”». Наклеенные на альбомные страницы 73 бромсеребряных отпечатка были подписаны одним из участников зимовки, что позволило точно атрибутировать многие фотографии.

Экспедицию к Земле Франца-Иосифа на ледоколе «Георгий Седов» возглавлял Отто Юльевич Шмидт, координировавший в 1920–1930-х гг. работу по освоению Арктики. В 1929–1930 гг. на ледоколе «Георгий Седов» было организовано две экспедиции. Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов была обустроена научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли. В альбоме представлены пейзажи Арктики, портреты участников экспедиции, интерьеры кают, оснащение корабля и бытовые сцены жизни экспедиции.

Большой интерес представляет приобретенный недавно альбом фотографов С.А. Кулакова и К.Е. Некипелова «На Прокопиевском прииске». Биографические данные по авторам фотографий этой коллекции в настоящее время уточняются, известно, что часть снимков, представленных в альбоме была впоследствии выпущена в виде открыток, а сами снимки были сделаны с 1900 по 1904 гг. (в этом году сгорела церковь Всех Святых, находившаяся на прииске, в альбоме — две фотографии ее интерьера и внешнего вида). Большинство снимков альбома было сделано в поселке, четыре страницы посвящены золотодобыче, на многих фотографиях — групповые портреты местных жителей, а так же экспедиции, предпринятой первым штатным геологом Сибири В.А. Обручевым в 1902 г. в долину реки Бодайбо.

Прокопьевский прииск особенно интересен тем, что золотоносная россыпь разрабатывалась с помощью большого открытого разреза, что видно на многих фотографиях. Река Бодайбо была трудной для освоения, т. к. золото здесь лежало на глубине 30–60 м в сильно водоносных песках. Владимир Афонасьевич Обручев, посетивший эти места в 1891 и 1902 гг. в книге «Мои путешествия по Сибири» писал: «…долина р. Бодайбо выше и ниже большого разреза представляла так называемые эпигенетические участки, т. е. участки, более молодые по времени своего образования, чем остальные, в частности большой разрез. Ниже этого разреза река текла на некотором протяжении в “щеках”, т. е. в узкой долине с крутыми склонами, на которых выступали скалы коренных пород; выше и ниже этих щек долина гораздо шире и склоны ее пологи и лишены скал… Выше разреза р. Бодайбо также текла в кривом неглубоком ущелье». На листах 013, 014, 018 портреты Обрувева В.А. (предположительно) и сопровождавших его в 1902 г. Л.Я. Лурье и П.И. Преображенского.

Альбомы путешествий являются уникальными историческими памятниками и имеют значительную историко-художественную ценность.

Видовая фотография городов и архитектурных достопримечательностей

Большой раздел фотографий конца XIX – начала XX вв., хранящийся в фондах РОСФОТО, посвящен архитектурным объектам. Сюда можно отнести не только фотографии двух столиц — Москвы и Петербурга, но и снимки Пскова, Новгорода, Ярославля и других русских городов, а также монастырей и отдельных церквей. Фотографии архитектурных памятников являются ценными историко-культурными документами.

В первую очередь необходимо упомянуть альбом с видами Москвы, выпущенный издательством «Аванцо» в конце 1890-х гг. Фотограф и предприниматель Аванцо Жан Батист (1853–?), австрийский подданный, владелец известного художественного салона на Кузнецком мосту в Москве, специализировался на видовой городской съемке. В альбом вошли ставшие классикой виды Красной Площади, Кремля, снимки знаменитых Царь-колокола и Царь-пушки.

Прекрасная серия цветных видовых фотографии цюрихской фирмы «Фотоглоб», выполненных в 1890–1910-х гг. — была совсем недавно приобретена в коллекцию РОСФОТО. Издательство специализировалось на производстве видовых фотографий — жанре, ставшем очень популярным с развитием во второй половине XIX в. туризма, и работало с разными фотографами, которые по заказу фирмы, и, отвечая спросу путешественников, снимали местные достопримечательности во многих европейских столицах и крупных городах. Видовые фотографии имели огромный успех, заменив собой аналогичную продукцию литографов и граверов. Среди фотографий серии, вошедших в собрание РОСФОТО — виды Московского Успенского собора, Храма Христа Спасителя и Каменного моста, Торговых рядов, Вознесенского и Страстного монастырей.

В фондах центра так же хранятся фотографии, выпущенные московской фирмой «Дациаро».

Джузеппе Дациаро (1806–1865) приехал в Россию из Италии и основал собственное издательское дело. К началу 1830-х гг. он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 г. стал владельцем магазина в Петербурге на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади. Успех предприятия уготовил ему долгую жизнь — после смерти Джузеппе издательское и торговое дело продолжили его сыновья Иосиф и Александр. Они активно использовали появляющиеся новые технологии, в частности, одними из первых начали печатать серии видовых фотографий Санкт-Петербурга и Москвы. Среди сохраняемых нами снимков стоит упомянуть «Внутренний интерьер главного нефа Храма Христа Спасителя в Москве» и др.

Еще один замечательный фотограф, нерусского происхождения, посвятивший часть своей деятельности фотосъемкам Москвы, чьи работы находятся теперь в собрании РОСФОТО Юлий Христиан Мебиус (годы жизни неизвестны) — прусский подданный, уроженец г. Шварцбурга, начинал работать у своего брата-фотографа Фридриха Гюнтера Мебиуса — их ателье находилось в Москве на Лубянке в доме Мосолова. В августе 1880 г. ателье перешло к Юлию Христиану Мебиусу. В 1881 г. Ю.Х. Мебиус участвовал во Всероссийской фотографической выставке в Москве и был награжден бронзовой медалью.

В августе 1882 г., одновременно с фотомастерами И.Г. Дьяговиченко и А.И. Меем, Ю.Х. Мебиус фотографировал виды улиц, архитектурные памятники, в том числе Кремль и его достопримечательности, монастыри и соборы. Он принял участие в конкурсе, объявленном Н.А. Найденовым, на лучшие фотографии, которые должны были войти в посвященный Москве альбом. В 1888 г. Ю.Х Мебиус участвовал в организации юбилейной Всероссийской фотографической выставки в Москве и был членом ее экспертной комиссии.

В конце 1892 г. его фотоателье на Лубянке было продано австрийскому подданному Адольфу Филипповичу Рихтеру с условием сохранения названия фирмы «Ю. Мебиус».

В 1877 г. известный московский предприниматель, банкир и краевед Николай Александрович Найденов (1834–1905) внес в Городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А. Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Первопрестольной. Фотографии Москвы, сделанные по инициативе Н.А. Найденова в 1880–1890-х гг. москвичами М.Н. Шерером и Г.И. Набгольцем, а так же петербуржцем Алексеем Рейнботом пополнили в 2011 г. собрание РОСФОТО.

Небольшой фонд фотографий, выполненых выдающимся московским мастером светописи П.П. Павловым в начале XX в., поистине является украшением и гордостью РОСФОТО. Сюда вошли ставшие уже хрестоматийными фотографии Сухаревской башни, Триумфальных ворот, Петровского замка, Красной площади и Новодевичьего монастыря.

Павлов Петр Петрович (1860–1924) родился в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 г. приехал в Москву из Петербурга. Устроился в известную фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», принадлежавшую в то время А. Мею и М. Шиндлеру, и проработал здесь десять лет.

Делая на первых порах преимущественно портреты, Петр Петрович постепенно расширяет сферу своих профессиональных интересов. С 1898 г. он проводит съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы по заданию Императорского Московского археологического общества и его комиссии «Старая Москва». В 1899 г. по соседству со своей фотомастерской открывает фототипию (безрастровая плоская печать иллюстраций, изобретенная в 1855 г. французским химиком А. Пуатвеном). Выполненные на высоком профессиональном уровне, снимки П.П. Павлова пользовались большой популярностью у современников. Он получал многочисленные заказы от российских торговых фирм, плодотворно сотрудничал с труппами московских театров. Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества (с 1894). В 1896 г. его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, удостоившись бронзовых медалей. С 1900 по 1913 гг. Павлов становится членом ревизионной комиссии РФО. Переехав в 1914 г. на Петровку (дом № 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924). Похоронен фотограф у деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии.

Обширное и малоизученное наследие еще одного московского фотографа А.А. Иванова-Терентьева на протяжении нескольких лет собиралось и изучалось сотрудниками центра. В трех коллекциях автора снимки Москвы, Новгорода, Московской, Новгородской, Псковской губернии, а так же Ярославля, созданные в период 1909–1915 гг. На некоторых фотографиях на оборотной стороне имеется штамп автора.

Снимки Пскова и Новгорода датируются 1909 г. — временем поездки комиссии Московского архитектурного общества, возглавляемой В.А. Поповым, в которую входил и А.А. Иванов-Терентьев. Фотограф фиксирует общий вид и детали архитектурного убранства памятников Новгорода Великого (Софийский собор, церковь Спасо-Преображения на Нередице, ворота Знаменского монастыря, церковь Николая Чудотворца на Липне и др.), Изборска (церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского) и Пскова (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, церкви Нерукотвороного Образа Иисуса Христа, Воскресения Христова со Стадища, Меньшиковские и Поганкины палаты, башни и звонница Псково-Печерского монастыря и др.)

На многих снимках Иванова-Терентьева сохранен облик утраченных или частично перестроенных архитектурных сооружений. Так, запечатлены уничтоженные во время Второй мировой войны постройки в имении Грузино под Новгородом, здание аптеки Медицинского факультета Московского университета на ул. Моховой, дом Гагарина на Новинском бульваре, Чайный (Музыкальный) дом в усадьбе Усачевых-Найденовых «Высокие горы» на Земляном валу, снесенные во время реконструкций Москвы, а также перестроенная позднее церковь Св. Софии на Миусском кладбище.

Александр Алексеевич Иванов-Терентьев (1875 – после 1935) — фотограф, архитектор, член Русского фотографического общества с 1909 г., а также член Московского архитектурного общества и Комиссии по изучению старой Москвы при Императорском археологическом обществе. Участник и призер многих фотографических конкурсов. Известен более как фотограф-пиктореалист.

В коллекции РОСФОТО бережно хранятся редкие фотографии Пскова, Новгорода, Ржева и иных удивительных по своей красоте «малых» городов России, которые запечатлели на рубеже веков О.И. Парли, Н.А. Зауэрвейд, А. Герман, а также другие пока еще малоизученные авторы.

Одно из самых ранних приобретений РОСФОТО — папка с превосходной подборкой из 80 фотографий, выполненных в самом начале XX в. О.И. Парли. В папку вошли переснятый план Пскова 1581 г., план Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, панорама монастыря от реки Великой, два снимка с фасадами главного монастырского храма и 74 фотографии фресок этого храма, которые были «раскрыты» в процессе реставрации.

Автор снимков — Парли Отто-Иоганн (Отто Иванович; 1867 – после 1926) родился в Риге, русский подданный, немец по национальности, переехал в Псков в 1893 г. В 1893 г. был приглашен к сотрудничеству вдовой псковского фотографа И.В. Дмитриева (1886) Юлией Адамовной, сохранившей ателье мужа. В 1898 г. ателье полностью перешло в собственность О.И. Парли.

Парли занимался портретной и видовой съемками, сохранились его фотографии псковских улиц, интерьеров, отдельных зданий. Издавал открытки, альбомы. С 1900 по 1914 гг. Парли сотрудничал с Псковским археологическим обществом (ПАО), фотографировал членов общества, занимался съемкой археологических находок и псковских достопримечательностей. В 1911 г. за заслуги перед ПАО Парли был избран его почетным членом.

В книгу «Спутник по древнему Пскову», выпущенную в 1911 г. Н.Ф. Окуличем-Казариным, секретарем и хранителем музея ПАО, исследователем и популяризатором псковских древностей, вошли 64 снимка Парли. Издание было настолько популярно, что тираж разошелся полностью, в 1913 г. книга была переиздана. К 1100-летнему юбилею Пскова в 2003 году было подготовлено третье издание.

Коллекция фотографий с видами памятника 1000-летия Руси в новгородском кремле была выполнена санкт-петербургским фотографом Николаем Александровичем Зауэрвейдом (1836, Санкт-Петербург – 1866), вскоре после его установки в 1862 г.

Видам города Ржева, привольно раскинувшегося по обоим берегам Волги посвящена небольшая, но живописная коллекция снимков, сделанных в 1880-е гг. фотографами В.П. Федотовым и А. Германом. Многочисленные храмы Дмитровской и Федоровской стороны, деревянные предместья, мосты, площади, торговые ряды и удивительные по своей красоте панорамы, снятые с многочисленных городских колоколен — вот неполный список того, чем богата эта коллекция.

Сведения о фотографах коллекции разрознены и пока малоизученны. Известно, что фотоателье А. Германа (даты жизни неизвестны) находилось на берегу Волги и в настоящее время не сохранилось, сведенья о фотомастерской прослеживаются до 1920-х гг. Фотограф занимался портретной и пейзажной съемкой (его панорамные снимки были выпущены в виде открыток) и, по мнению ржевских краеведов, помогал во время съемок в 1910 г. С. Прокудину-Горскому (1863–1944), т. к. некоторые ракурсы, снятые в Ржеве Проскудиным-Горским, в точности повторяют ракурсы снимков А. Германа. Сведений о фотографе В.П. Федотове пока не обнаружено.

Снимки нижегородского фотографа М.П. Дмитриева, появились в собрании РОСФОТО в 2010–2012 гг. Среди них следует упомянуть раннюю работу начала 1880-х гг., сделанную в Москве — «Внутренний вид Верхних торговых рядов», а так же виды Нижнего Новгорода — церковь Жен мироносиц на Лыковой дамбе (снимок сделан до 1912 г.); плакшкоутный мост, соединяющий правый и левый берег Оки (1886), Ярмарочная набережная и собор Александра Невского (1900-е), Рождественская улица и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1890-е).

Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) — один из основателей русского фоторепортажа, запечатлел все важные события нижегородской жизни рубежа XIX–XX вв. Его фотографии пользовались спросом у многих издателей — прекрасные жанровые сцены, нижегородские панорамы, виды других волжских городов и монастырей, «типы местного населения», — использовались как иллюстративный материал во многих изданиях Русского географического общества.

В коллекции РОСФОТО находятся ценные историко-культурными документы — видовые снимки архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, многие из которых не сохранились до нашего времени или были сильно изменены. Так, была взорвана после революции единоверческая церковь на Захарьевской улице, перестроена церковь Пантелиймона Целителя при лечебнице душевнобольных на Удельной, исчезли практически все интерьеры особняков, дворцов и соборов.

«Петербургская» часть архитектурных фотографий в фондах РОСФОТО представлена произведениями таких выдающихся фотосалонов, как «Шерер, Набгольц и Ко», ателье «К.К. Буллы», а также многими другими снимками, авторство которых еще предстоит уточнить.

Самыми первыми фотографиями, приобретенными в коллекцию центра, были снимки Казанского и Исаакиевского соборов, а так же пригородов — Царского Села и Петергофа, выполненные петербургским фотографом А. Лоренсом в 1855–1870 гг. Работы этого выдающегося мастера светописи регулярно поступают в фонды РОСФОТО.

Еще одна заслуживающая внимания и дальнейшего изучения коллекция — фотографии интерьеров Петропавловского собора, датируемая 1894–1900-ми гг. На двух фотографиях есть подпись автора «ВС», которая в настоящее время уточняется сотрудниками центра.

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости — усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко (Доменико Трезини, 1712–1733) в 1919 г. был закрыт, в 1924 г. превращен в музей, большинство ценных предметов конца XVII – начала XVIII вв. (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было передано в другие музеи. Снимки коллекции показывают многочисленные ракурсы интерьера Петропавловского собора дореволюционного периода: иконостас с местными иконами, заалтарное пространство, нефы с могилами русских императоров, императриц, великих князей и княжон, целостное убранство храма, сформировавшееся к началу XX в.

Эти и многие другие коллекции, бережно сохраняемые в фондах РОСФОТО, являются уникальными визуальными документами по истории русской архитектуры.

Частные фотографические архивы, подносные, выпускные, и семейные альбомы

В Государственный музейно-выставочный центр на протяжении десяти лет его существования передаются из учреждений, жертвуются частными лицами и приобретаются сотрудниками частные фотографические архивы, подносные, выпускные, и семейные альбомы. Эта постоянно пополняемая часть фонда пользуется популярностью не только у российских исследователей, но и у наших зарубежных коллег. Среди уникальных альбомов особое место занимают семейные архивы Левиных-Радловых, Кононовых, Владимирова и семейные альбомы Добужинских и Сафроновых.

Альбом семьи Добужинских был передан в РОСФОТО в 2010 г. из Росохранкультуры. Его привезла из Праги Анастасия Васильевна Копршивова, внучка С.В. Макарова, в семье которой альбом сохранялся многие годы. Альбом был привезен в Прагу до 1938 г. одним из Рябушинских (Владимиром или Степаном Павловичем), до того времени жившим в Таллине. Рябушинский оставил альбом у своего друга, книжного иллюстратора Николая Васильевича Зарецкого. В 1951 г. Зарецкий переехал в Париж, а альбом остался в канцелярии профессорского дома. Предположительно оттуда его забрал Петр Петрович Кириллов, а затем передал его С.В. Макарову, другу семьи Добужинских.

Альбом содержит 497 фотографий, из которых 483 наклеены на 44 листа альбома; 14 фотокарточек формата «визит» при получении альбома были вложены на пустой лист №37; там же находилась одна визитная карточка брата отца Мстислава Добужинского с надписью: «Петръ Осипович Добужинскiй Поварской пер. 12».

На многих страницах альбома под, над и рядом с фотографиями имеются карандашные и чернильные надписи (верочтно, двумя разными почерками), содержащие имена, даты и краткие биографические данные о представленных в альбоме персонажах.

На протяжении двух лет ведется кропотливая работа по реставрации и атрибуции фотографий этого уникального собрания. Химической лабораторией РОСФОТО был исследован состава бумаги и клея, использованных в альбоме; реставраторский отдел провел первичное обеспыливание и очистку снимков и альбомных листов. Принятый на хранение альбом был описан в отделе хранения. Совместно с сотрудниками национальной библиотеки Литвы им. Мартинаса Межвидаса была проведена работа по сверке и атрибуции фотографий. В настоящее время известно около 75% представленных в альбоме персонажей.

Предположительно, данный альбом составлялся двумя авторами: отцом Валерианом Петровичем Добужинским, генерал-лейтенаном артиллерии и его сыном Мстиславом Валериановичем Добужинским — известным графиком и театральным художником. В него включены фотографии не только четырех поколений многочисленного семейства Добужинских, но и родственников Мстислава Добужинского со стороны его матери — оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Софийской (по второму мужу — Мухиной), а так же портреты гимназических друзей, армейских сослуживцев, слуг. Самые ранние снимки, судя по надписям, можно датировать 1856 или 1858 г., самые поздние — сентябрем 1917 г.

При изучении альбома было обнаружено, что некоторые листы как и некоторые фотографии были некогда изъяты: следы от листов видны в переплете, а следы от отклеенных фотографий хорошо «читаются» по остаткам клея и по «теневым отпечаткам» на оборотах некоторых страниц.

Альбом имеет уникальное историко-культурное значение и нуждается в дальнейшем изучении, реставрации и специальном хранении с возможностью последующего экспонирования.

Большой интерес представляет альбом семьи Софроновых. К альбому приложена родословная, созданная неизвестным членом этого старинного дворянского рода. В альбоме на обороте листа 1 наклеен, предположительно, карандашный портрет Лидии Николаевны Милюковой (Сафоновой), созданный Григорием Васильевичем Сорокой (1823–1864) в 1840-х гг. Старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, Лидия Николаевна родилась в 1832 г. в имении Островки, Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой же усадьбе, на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. В 1853 г. Лидия Милюкова вышла замуж за поручика С.В. Сафонова. Во втором браке была за Н. Г. Левенталем, имела дочь Наталью (лист 2), в замужестве Красенскую, к которой и перешло впоследствии имение Островки.

Сын Лидии Николаевны — Василий Сергеевич Сафонов (лист 1, 1875; лист 9, 1877; лист 3 об. — В.С. Сафонов со своими сводными братьями Левенталь, 1892 и др.) — был поручиком лейб-гвардии Атаманского полка. В 1865 г. шефом полка был назначен цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. Служившие в полку офицеры были по большей части люди небогатые. Всю свою жизнь они посвящали армии.

Особый исторический интерес представляют снимки на листе 2 — «1878 г. Турецкая война. Дом наследника» и редкий групповой портрет, на котором запечатлены цесаревич Александр Александрович, Тотлебен, Стюрлер, Ванновский, Радионов, Зарубаев, Гирш, Васильковский, Мартынов, Оболенский, Барятинский, Драгоман-Максимов, Карачев, Симвулюд, Поленов, Пичугин, Левицкий, Фредерикс, Шереметев, Олсуфьев, Степанов, Суходольский, Страхов, Плец, Стенбок-Фермор.

Последний датируется 1 февраля 1878 г., когда Цесаревич Александр Александрович уезжал из действующей армии в Петербург. На крыльце его Брестовецкого дома собрались все офицеры полка, чтобы пожелать доброго пути своему шефу. В 10 часов утра в походной форме наследник попрощавшись, отбыл в сопровождении двадцати полковых офицеров, среди которых, предположительно, был и Василий Сафонов, к Дунаю. После его отбытия Рущукский (Восточный) отряд под свое командование принял генерал-адъютант Тотлебен.

Биографии остальных членов семьи Сафоновых представленных на фотографиях альбома — Георгия Николаевича и Марии Георгиевны Гольденштейн, Дмитрия Николаевич Сафонова, плававшего на « Жемчуге» в 1900-е гг.; Екатерины Александровны и Анатолия Николаевича, Бориса Сергеевича Сафоновых, Е. И. Валдовской и других членов этого знаменитого рода — еще ждут подробного исследования.

Среди семейных архивов, переданных на хранение в РОСФОТО, представляет несомненных художественный и научный интерес архив художника И.А. Владимирова. 56 бромсеребрянных авторских отпечатков и 94 пленочных негатива были сделаны в разные годы художником Иваном Алексеевичем Владимировым (1869–1947) — талантливым живописцем, графиком и педагогом, членом различных художественных объединений, заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Архив семьи Левиных-Радлвых — 258 стереографических фотографий, 108 негативов на стекле, 35 негативов на пленке, датируемых 1890–1910-ми гг. был передан в РОСФОТО Лидией Левиной, внучкой Б.Ю. Левина — известного советского астронома. Большая часть архива содержит негативы и стереопары снятые, видимо, во время экспедиции в Китай и Монголию, которая могла быть организованна В.В. Радловым.

Радлов Василий Васильевич (1837–1918) — российский востоковед, ориенталист, этнограф и педагог, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюрских языков и народов. Многие фотографии имеют подписи на бланках, что позволяет установить некоторые места прохождения экспедиции. Это — Гирин, Цай-цза-гау, Куангендзы, Шуан-ге-ну, р. Сунгари. В коллекции имеютя фотоооткрытки, выпушенные фирмой «Шерер и Набгольц и Ко», запечатлевшие сцены Руско-японской войны, в основном, Мукденского сражения 19 февраля – 10 марта1905 г. Еще одна часть архива Левиных-Радловых — семейные фотографии и пейзажи.

Архив химика и реставратора В.Н. Кононова (1882–1958) — преподавателя Высшего Петроградского института фотографии (1919–1923), Высших педагогических и сельскохозяйственных курсов (1920–1930-е) включает в себя снимки, выполненные разными авторами, в разных техниках и охватывает период с 1870-х по 1940-е гг. Это портреты членов семьи Кононова, его коллег, пейзажные фотографии, выполненные его дочерью Вероникой Владимировной, а так же работы студентов института фотографии. Наряду с любительскими отпечатками, среди снимков коллекции можно встретить работы выдающихся фотографов XX столетия — М.С. Наппельбаума, Г.А. Фишера, И. Мантейфеля и других, а также групповые снимки студентов перечисленных учебных заведений.

Хранящиеся в РОСФОТО семейные собрания фотографий нуждаются в дальнейшем изучении, уточнении некоторых датировок, биографических сведений о персонажах, имен фотографов и названий ателье, в которых были сделаны профессиональные снимки, а также атрибуции изображений.

Не менее интересный раздел подносных и выпускных альбомов обширен и постоянно пополняется, в кратком обзоре невозможно охватить весь объем материала, находящегося в фондах центра, поэтому мы ограничимся упоминанием лишь некоторых особо примечательных экземпляров.

К «медицинскому» разделу этого собрания можно отнести альбом «Императорской Военно-медицинской академии. Выпуск врачей 1912 г.», состоящий из 12 листов, оформленных в технике коллажа, с каждой стороны которых наклеены фотографии. Всего в альбоме 24 снимка. На последнем альбомном листе оттиск мастерской К.К. Буллы.

В 1912 г. Военно-медицинскую академию (ВМА) закончили такие выдающиеся деятели российской медицины, как Семен Семенович Халатов (1884–1951) в будущем — профессор, заслуженный деятель науки (он и его ученики внесли значительную лепту в историю отечественной паразитологии); Леонид Михайлович Исачев (1886–1964), который уехав в 1922 г. в Бухару, основал первый в Средней Азии Тропический институт. Снимки в альбоме имеют подписи, в настоящее время выясняется, кому из выпускников принадлежал альбом, расшифровываются подписи под портретами и уточняются биографические данные. В ВМА в 1912 г. преподавали академики В.М. Бехтерев и И.П. Павлов, профессора В.Н Тонков, В.М. Шевкуненко; Г.И. Турнер. Их портреты, внешний вид зданий, интерьеры кафедр, на которых они преподавали, групповые портреты среди студентов — вот отнюдь не полный список того, чем богат этот альбом.

Еще два альбома «медицинской тематики» посвящены деятельности выдающегося русского ортопеда Г.И. Турнера. Первый альбом относится к 1906 г. и был подарен профессору персоналом Ортопедической клиники 7 ноября этого года. Авторство снимков в настоящее время уточняется. В альбоме представлены групповые портреты сотрудников Ортопедической клиники, снимки врачей-хирургов, протезистов, медицинских сестер за работой в кабинетах и операционных, пациентов за занятиями лечебной гимнастикой, на процедурах, в тренажерных залах.

Турнер Генрих Иванович (1858–1941) окончил МХА (1881). С 1896 г. профессор ВМА, создал первую в России ортопедическую клинику (1900; ныне кафедра военной травматологии и ортопедии им. Турнера). На базе приюта для детей-калек организовал Учреждение для восстановления работоспособности физически дефективных детей (с 1932 — НИИ) принимал активное участие в организации южных курортов, одним из которых был санатория им. В.И. Ленина в поселке Саки.

Второй альбом был преподнесен 78-летнему профессору в честь 55-летия научной и практической деятельности и имеет надпись: «Заслуженному деятелю науки профессору Генриху Ивановичу Турнеру — Санский санаторий РККА, 1936 г.». Все страницы альбома выполнены в виде графических коллажей, нарисованных разноцветными карандашами с наклеенными фотографиями и бумажными рисунками. На листе 1 помещен портрет Генриха Ивановича Турнера, вырезанный из газеты или журнала 1930-х гг., а также изображение ордена «Касной звезды» и надпись «LV лет». Всего в альбоме 51 фотография, в том числе 16 панорамных видов грязелечебницы и ее окрестностей; 7 портретов, включая фотографии начальника санатория Ф.А. Филиппова; Н.С. Маркеллова, старшего ассистента клиники профессора Г.И.Турнера; профессора Д.А. Новожилова и других служащих грязелечебницы, а также 27 снимков помещений грязелечебницы с принимающими процедуры пациентами и фото экспериментального отделения с подопытными животными и др.

Без хотя бы краткого упоминания еще двух подносных альбомов наш обзор не был бы репрезентативен. Альбом «Светописи Графа Ностица» с 16 фототипиями (гелиогравюрами) был издан в 1896 г. в Вене и предназначался для продажи в пользу Паньковского приюта Екатеринославской губернии. Всего было выпущено 60 экземпляров этого альбома, который теперь стал библиографической и исторической редкостью.

Автор альбома Иван Григорьевич, граф Ностиц (1824–1905) — георгиевский кавалер, генерал-лейтенант, широко известный в кругах художников-фотографов второй половины XIX – начала XX вв.

В 1896 г. с помощью И. Блехингера Иван Григорьевич издает альбом, в который входят сюжеты Одесской выставки 1890 г.: виды Ялты и крейсер «Память Меркурия» в Севастополе; а так же портреты цесаревичей — Александра Александровича, снятый в Царском Селе в 1866 г., и Николая Александровича, сделанный в Ливадии в ноябре 1891, несколько снимков императорской семьи в Ливадии, возвращение в Ялту с прогулки Императора Александра III в мае 1893 г.; виды старой Москвы 1896 г. и т. д.

Не меньшим раритетом является выпущенный ограниченным тиражом подносной альбом с видами усадьбы «Марфино», который предназначался для ее владелицы — С.В. Паниной. Лицевую сторону обложки украшает надпись «Souvenir de Marphino» и буквы «S. P.» под графской короной, на обороте золотым тиснением нанесено: «Ея Сiятельству Графинъ Софьъ Владимировнъ Паниной». Фотографии сделаны в период 1900 по 1917 гг. Автор 40 фотографий, наклеенных по обе стороны листов неизвестен. На снимках — виды усадьбы, парка, интерьеры, портреты обитателей именья, местных жителей, детей. На листе 1 (1 об.) с изображением летней церкви Рождества Богородицы (1701–1707, архитектор В.И. Белозеров) и зимней во имя апостолов Петра и Павла (1770-е, реконструирована М.Д. Быковским в 1830-е гг.) виден священник, предположительно — настоятель храма Павел Восторгов. В 1937 г. в связи со смертью настоятеля обе церкви были закрыты, в 1988 г. переданы верующим. На листе 8 об. — фотография обитателей Марфино, предположительно, среди них есть хозяйка усадьбы Софья Владимировна Панина (1871–1956) — русская графиня, общественный и политический деятель дореволюционной России; внучка министра юстиции В.Н. Панина и промышленника С.И. Мальцова; племянница поэтессы Толы Дориан.

Фотографические отпечатки всех перечисленных коллекций являются ценным визуально-документальным источником по истории России конца XIX – начала XX в. В кратком обзоре мы представили лишь незначительную часть хранящихся в РОСФОТО богатств, основная часть которых еще ждет новых исследований.

Вернуться

Последнее изменение 27.10.2016