Работы белорусских фотографов поступали в музейное собрание в разное время и из разных источников. Приобретение первой работы относится к 2002 году — году основания музейно-выставочного центра и начала формирования фонда фотографии. Позднее наличие в собрании работ белорусских авторов послужило отправной точкой для расширения этой части коллекции и превращения ее в отдельный фонд, посвящённый современной фотографии Беларуси.

Самое большое поступление в собрание произошло в 2013 году. Тогда коллекция РОСФОТО пополнилась более чем 700 работами, представляющими творчество 14 фотографов из Минска. В коллекцию вошли работы многих ключевых для белорусской фотографии авторов. Это событие позволило говорить о коллекции как об объёмном, информативном срезе истории белорусской фотографии с середины ХХ до начала ХХI века.

Во время формирования коллекции музеем была предпринята попытка исследования большого временного отрезка с 1960 по 2010 год с целью анализа культурного явления, получившего название «Минская школа фотографии». Такой подход позволил рассмотреть «Минскую школу фотографии» в ретроспективе — от предпосылок её возникновения до современного состояния. Через сравнение творчества 20 авторов, относящихся к разным поколениям,— Е. Козюли, В. Бутры, А. Дудкина, М. Жилинского, С. Кожемякина, И. Савченко, В. Парфенка, В. Шахлевича, М. Гаруса, В. Журавкова, А. Цехановича, А. Угляницы, В. Каленика, А. Труфанова, И. Пешехонова, Д. Парнюка, А. Колесникова, Е. Гуртовой, А. Воскресенского, М. Боне — становятся видимыми взаимосвязи, позволяющие говорить о «Минской школе фотографии» как об исторически определенном явлении.

Использование термина «Минская школа креативной фотографии» иностранным куратором применительно к белорусским авторам не было случайным. В начале 1980-х годов термин «школа фотографии» все чаще приме- няется в области современного фотоискусства для определения активно работающих авторов, чье становление происходило или в рамках одного места (город, область, республика, учебное заведение) и/или под руководством одного преподавателя. Объединённые близкими подходами и методами решения творческих задач, а также схожей эстетикой, такие группы авторов работали на острие актуальных тенденций в фотографии, во многом определяя её будущее. Применение такого термина долго носило формальный характер, и только к началу 2000-х годов, в связи с возросшим вниманием специалистов в области истории фотографии к этому феномену, термин приобретает официальный статус.

Игорь Лебедев, руководитель выставочного проекта