Работы белорусских фотографов поступали в музейное собрание в разное время и из разных источников. Приобретение первой работы относится к 2002 году — году основания музейно-выставочного центра и начала формирования фонда фотографии. Позднее наличие в собрании работ белорусских авторов послужило отправной точкой для расширения этой части коллекции и превращения ее в отдельный фонд, посвящённый современной фотографии Беларуси.

Самое большое поступление в собрание произошло в 2013 году. Тогда коллекция РОСФОТО пополнилась более чем 700 работами, представляющими творчество 14 фотографов из Минска. В коллекцию вошли работы многих ключевых для белорусской фотографии авторов. Это событие позволило говорить о коллекции как об объёмном, информативном срезе истории белорусской фотографии с середины ХХ до начала ХХI века.

Во время формирования коллекции музеем была предпринята попытка исследования большого временного отрезка с 1960 по 2010 год с целью анализа культурного явления, получившего название «Минская школа фотографии». Такой подход позволил рассмотреть «Минскую школу фотографии» в ретроспективе — от предпосылок её возникновения до современного состояния. Через сравнение творчества 20 авторов, относящихся к разным поколениям, — Е. Козюли, В. Бутры, А. Дудкина, М. Жилинского, С. Кожемякина, И. Савченко, В. Парфенка, В. Шахлевича, М. Гаруса, В. Журавкова, А. Цехановича, А. Угляницы, В. Каленика, А. Труфанова, И. Пешехонова, Д. Парнюка, А. Колесникова, Е. Гуртовой, А. Воскресенского, М. Боне — становятся видимыми взаимосвязи, позволяющие говорить о «Минской школе фотографии» как об исторически определенном явлении.

Использование термина «Минская школа креативной фотографии» иностранным куратором применительно к белорусским авторам не было случайным. В начале 1980-х годов термин «школа фотографии» все чаще применяется в области современного фотоискусства для определения активно работающих авторов, чье становление происходило или в рамках одного места (город, область, республика, учебное заведение) и/или под руководством одного преподавателя. Объединённые близкими подходами и методами решения творческих задач, а также схожей эстетикой, такие группы авторов работали на острие актуальных тенденций в фотографии, во многом определяя её будущее. Применение такого термина долго носило формальный характер, и только к началу 2000-х годов, в связи с возросшим вниманием специалистов в области истории фотографии к этому феномену, термин приобретает официальный статус.

Игорь Лебедев, руководитель выставочного проекта