Впервые Кин Хайк-Абильдхауге приехал в Россию в 2009 году и вскоре убедился в ошибочности распространенных в Европе представлений о «нации хмурых и неприветливых людей». Постепенно Кин пришел к мысли о полноценном художественном проекте, в котором смог бы выразить свои впечатления о нашей стране. Проект реализовывался на протяжении трех лет и воплотился в серии из 100 черно-белых фотографий русских людей в возрасте от одного года до ста лет.

Датчанин побывал во многих русских городах и, общаясь со своими героями, записал их краткие истории. Под фотографиями помещены строки, рассказывающие о профессии, социальном статусе и мечтах персонажей. Так, пожарный из поселка Синегорье в Магаданской области (33 года) надеется сфотографировать свою дочь с белым медведем на острове Шпицберген, столяр из Новороссийска (59 лет) — самостоятельно выйти в Интернет. Экскаваторщик из Вологодской области (82 года) хочет создать семью, а столетняя бабушка из деревни Смоленская — просто жить. Большинство же мечтает о возрождении страны, увеличении зарплат и пенсий, крепком здоровье и путешествиях.

Проект «100 лет. Портреты русских людей» может показаться сухим социологическим исследованием, в котором педантично фиксируются лица разных возрастов согласно четкому правилу — на каждый год рождения строго по одному человеку. Однако само название подразумевает возможность более глубокого прочтения материала: 100 лет не только как возраст самого старшего из персонажей, но и как 100 лет русской истории — прошедший век, запечатленный в лицах. Жизнь идет год за годом, наполненная мечтами и желаниями, и годы эти складываются в историю народа, историю страны, и каждый год здесь — человек.

Автор «рассказывает» о людях простым и ясным языком — включая в изображения фон и детали, подчеркивающие принадлежность человека к месту или профессии. Объективность, к которой стремится Кин, дополняется фотографической «честностью»: он снимает «Лейкой», считая, что «фотографировать людей можно только на технику, прошедшую проверку временем», и не прибегает к постобработке отснятого материала.

По словам фотографа, неприятие ретуширования жизни привил ему многолетний опыт работы в рекламной индустрии. Отсюда, видимо, и симпатия к творчеству Хельмута Ньютона, о которой Кин упоминает в каждом интервью. Ньютон «поставил» традиционно искусственный и полный стилизаций жанр фэшн-фотографии на реалистичную основу. Элементы реальной жизни приобретали в его постановочных работах гротескное, преувеличенное и зачастую провокационное звучание, но не переставали быть правдоподобными.

В проекте «100 лет. Портреты русских людей» отражена традиция, возникшая еще в конце XIX века, одновременно с появлением первых портативных камер, которые позволили фотографам выйти за стены ателье. Во Франции Эжен Атже и Жак Лартиг создавали свои хроники жизни Парижа, в Америке — Джейкоб Риис и Льюис Хайн первыми стали использовать фотографию для освещения социальных процессов. Развитие светописи пошло по пути документирования материальных явлений и событий, не имеющих непосредственного отношению к искусству. Говоря словами одного из идеологов «Новой вещественности» немецкого фотографа Альберта Ренгера-Патча, предлагалось «оставить искусство художникам и попытаться оставить медиум фотографии для создания изображений, которые смогут занять место в истории благодаря своим фотографическим качествам». Стремление к объективному отражению реальности, формально выразившееся в простоте и строгости композиционных решений, резком фокусе, отказе от надуманных ракурсов и искусственного освещения, стало основой для появления правдивых и убедительных образов современной действительности и определило фундаментальные принципы документального жанра, расцвет которого пришелся на 1920–1950-е годы.

Проект Кина Хайк-Абильдхауге — это оригинальное социальное исследование, взгляд со стороны на современную Россию, воплощенный в образах, развивающих классическую традицию документальной черно-белой фотографии. И одновременно — это интересная концептуальная работа, в которой портреты отдельных людей, их мысли и мечты, становятся случайными проекциями времени, и, собранные вместе, складываются в «покадровую развертку» периода русской истории длиною в сто лет.

Выставка в РОСФОТО — первое серьезное событие в творческой карьере Кина Хайк-Абильдхауге. В будущем он намерен показать ее в Москве, а затем поделиться своим видением России с жителями родной Дании и Англии.

Мария Гаврильчик


При поддержке Датского института культуры в Санкт-Петербурге, Генерального консульства Дании в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Российской Федерации