Выставка посвящена новейшей истории российского военно-морского подводного флота, во многом синхронной новейшей истории нашей страны. Мемориальный проект – это дань всем кто честно выполнял и выполняет свой долг, дань памяти отдавшим свои жизни.

Проект – визуальное воссоздание интерьера, фрагментов и образов уникального пространства, достаточно ирреального для непосвященного зрителя и при этом существующего в реальной жизни, в которой странные конструкции, механизмы, а также “жизнь” манекенов и спасательных гидрокостюмов организованы как специальные ритуалы, а их окружение как отражения и знаки прошедших событий.

В основу проекта «Аварийное всплытие» легло впечатление от интерьера одного из православных храмов Петербурга (Церкви во имя Иконы Богоматери Милующей на Васильевском острове), где еще в 1930-х годах разместилась учебная станция для моряков-подводников. Автор — Захар Коловский — поэтапно и во всех подробностях запечатлел каждый из элементов пространства. От былого церковного убранства остались лишь фрагменты мраморной облицовки да облупившаяся штукатурка. В боковых приделах были сооружены приспособления для проведения опытов и тренировок. Нашлось место и для бассейна. Доминантой этого комплекса стал обвитый спиралью лестницы тренажер для отработки глубоководных погружений и аварийного всплытия, уходящий под купол здания.

Снимкам Захара Коловского присуща достоверность репортажного жанра, однако, собранные в многочастные композиции, они складываются в историю, полную аллюзий. Через застекленную дверь с разбитым крестом мы попадаем в пространство храма. Вместо икон на стенах оказываются сухие тексты инструкций. Глубоководный тренажер странным образом напоминает паникадило: центральный светильник традиционно имеет стержень, вокруг которого располагаются кольца. Здесь – та же форма, соответствующий масштаб и прямо противоположный смысл. Символ небесного мира словно подменяется объемом, имитирующим подводное пространство.

Под таким проектом мог бы подписаться любой постмодернист. Однако здесь нет места иронии, и всё по-настоящему. Перед нами уникальный пример того, как базовые архетипы, изначально присущие сакральному пространству, смогли воплотиться в чужеродных для него объектах. Непреднамеренное наложение смыслов как будто «одухотворило» эту тренировочную станцию, сделав ее своеобразным памятником подводному флоту, его победам и трагедиям.