В октябре 2008 года в Государственном центре фотографии состоялась творческая мастерская итальянского фотографа Паоло Дель Эльче «Язык фотографии: техника и эстетика». Паоло является основателем и арт-директором Музея фотографии в регионе Абруццо (Италия), руководителем издательства Stimmung Edizioni (1991–1994), куратором фотографических проектов, занимается исследовательской и преподавательской деятельностью в области визуальных искусств в Италии и за ее пределами.

Во время курса мастер предложил участниками творческой мастерской обсудить многие философские и эстетические аспекты искусства фотографии: понятия «фотографический взгляд» и «язык фотографии» (согласно собственной теории автора, изложенной в очерке «Первичный взгляд» (L'Occhio Primordiale), феномен фотографии как инструмента исследования реальности и психологии человека, пейзаж в фотографии как проекцию духовного мира человека на внешнюю действительность.

Вместе со студентами Паоло Дель Эльче исследовал возможность создания нового изобразительного языка при помощи современных технических средств.

Итогом творческой мастерской стала выставка «Формы времени», в которую вошли работы Андрея Дашина, Елены Глушковой, Кирилла Иванова, Антона Машкова, Светланы Федоровой.


Говорить о времени это как говорить о жизни. Прежде чем начать обсуждать с моими учениками фотографию, я постарался поговорить с ними о времени. Среди тех факторов, которые оказали влияние на моё увлечение фотографией, самой притягательной силой обладает загадка о восприятии времени, того особого времени фотографии, времени изображения. Если поразмыслить, фотографическое изображение (обыкновенная фотография) таинственным и удивительным образом фиксирует в себе время, человеческое время, повседневность, запечатлевая сам смысл жизни.

Каждый раз, когда я начинаю семинар по фотографии, я замечаю, что мои ученики оказываются в некотором замешательстве, и тогда я заглядываю им в глаза и вижу их внутренний мир, тот мир, который они хотели бы высказать с помощью фотографии, но ещё не знают как это сделать. Возможно, они ожидают от меня разговоров о разнообразных техниках, а вместо этого я рассказываю им о поэзии, о свете, о взгляде… о времени.

Я не хочу обучать их никаким приемам. Я хочу, чтобы они разработали свой собственный язык, свою индивидуальную технику, чтобы они нашли отражение самих себя в фотографии, как когда-то нашёл себя я.

Каждый человек способен создать красивую фотографию, но от своих учеников я жду гораздо большего. Я хочу, чтобы они набрались смелости заглянуть в суть вещей, чтобы они не боялись потеряться на том длинном пути, на который они вступили, начав заниматься фотографией. Я хочу, чтобы они научились распознавать красоту и истину и не боялись её; чтобы они умели быть нежными и не стыдиться этого, чтобы они испытывали любовь и сострадание к каждому человеку, у которого они похищают душу с помощью фотографии. Часто глаза моих учеников говорят мне гораздо больше, чем их фотографии, и это трогает меня, ведь я понимаю, что их решение принять участие в этом семинаре не было чистой случайностью. Многие из них навсегда свяжут свою судьбу с фотографией, как когда-то я связал с ней свою.

Кто-нибудь простодушно спросит меня, что именно мне нравится фотографировать, и я скажу, что больше не знаю ответа на этот вопрос и что, может быть, мне никогда и не нравилось снимать, что я просто был вынужден это делать и всё. Но а где же тогда знаменитая свобода художника, спросите вы? На самом деле никто из нас не свободен, тем более художник, который является жертвой своей творческой судьбы, своего призвания, своего творения. Я всегда повторяю, что заниматься фотографией очень сложно и до того, как вы сделаете снимок, нужно научиться чувствовать тот особый миг, когда вы готовы увидеть; то мгновение, порой болезненное, когда невозможно оторваться от увиденного. В этот момент вы не можете отвести взгляд в сторону, а тем более закрыть глаза. Именно в такой ситуации необходима смелость, сила воли и твёрдость взгляда. Каждый фотограф должен быть готовым бесстрашно с широко раскрытыми глазами взирать на то, что являет ему реальность.

Сфотографировать время. Как это возможно – сфотографировать время? Кто-то назовёт меня сумасшедшим… Можно сфотографировать улыбку, радость, боль, но время… что такое время? Время это загадка нашего бытия и вся наша жизнь может воплотиться как в улыбке, так и в слезе. Пазолини как-то сказал: «Жизнь подобна удару током»… и этот удар длится лишь миг подобно взмаху ресниц, это крошечный фрагмент нашей жизни, но он переполнен эмоциями и сознанием, это потрясение которое может нести в себе наше существование, подобно тому, как в одном мгновении может сбыться человеческая судьба. Время ускользает от нас, но фотография способна задержать его, мы можем увидеть время только тогда, когда оно останавливается, когда оно замирает на фотографии, подобно невидимой реальности. Фотография сближает нас с тем «"незримым, что живёт в сердце вещей"».

Фотография углубляет поверхность вещей, прежде всего поверхность самой фотографии, и затем отсылает нас к поверхности других вещей, к эпидермису реальности, способному чувствовать и быть видимым нашему взгляду, пропускающему жизнь и потоки времени, энергию материи; подобно тому, как земля пропускает воду, которая питает её.

Возможно, ошибочно представлять себе время как форму, как нечто законченное, занимающее определенное место в пространстве, но по сути каждая даже самая неясная и загадочная вещь, к которой может приблизиться человеческий разум и которую он может постичь, единственно по той самой причине, что она познаваема, является законченной, обладает формой и образом. Впрочем, как напоминает нам Мария Дзамбрано, «всё то, что рождается и то, что ещё не рождено, уже обещано нам в форме». И время, являясь смыслом жизни, представляет собой всё то, что рождается и перерождается, в сердце каждого человека, день за днём.

Паоло Дель Эльче

Перевод с итальянского – Анна Волкова


Сколько мне лет, как давно я живу? Посмотрев в календарь, можно определить точный возраст. Из этого можно почерпнуть, сколько раз за мою жизнь луна появлялась на небе. Возможно, я живу вечно. Может, совсем немного. Время остановилось. Фотографии могут рассказать мне о себе и о тех мгновениях, которые я почувствовал. Фотография – это плоскость рассекающая поток, называемый пространством, в момент нажатия на спуск. В центре плоскости – я. Всё вокруг, на фото, создано мной. Фотография не фиксирует время. Тасуя отпечатки, выкладывая их в разном порядке, можно создать моменты, которые могли бы случиться. Времени нет. Фотография становится полем нереализованных возможностей вне времени и места. Она в состоянии зафиксировать то, что случилось и то, чего никогда не будет. Реальность вне времени. Фотография реальна настолько, насколько в неё можно поверить.

Антон Машков


Искусством фотографии я заинтересовалась в 11 классе, когда писала реферат на тему: "История создания чёрно-белой фотографии". Тогда мне был интересен сам процесс получения изображения и фотография была для меня лишь способом запечатления какого-нибудь жизненного момента на память. В то время я не понимала самого главного: что фотография – нечто большее, чем просто картинка.

Уже после нескольких лекций Паоло я старалась смотреть на фотографию с другой стороны, находить в ней так называемые "ниши тайны", и постепенно у меня это стало получаться. Теперь мой взгляд на фотографию изменился: я поняла, сколько информации может донести до нас всего лишь пара пикселей фотографии. Я научилась отличать обычные фотографии от интересных, в которых есть тайный смысл.

Тема, выбранная для работы ("Формы времени"), мне показалась достаточно сложной: она абстрактна, и каждый понимал её по-своему. Но получившиеся фотографии как будто дополняют друг друга, находят общий язык….Вместе они и образуют "формы времени".

Ансель Адамс говорил: "В фотографии всегда имеется 2 человека: фотограф и зритель". Раньше я была иногда зрителем, а иногда фотографом, но благодаря лекциям Паоло я могу исполнять обе роли одновременно…

Светлана Фёдорова