Уникальный материал экспозиции включает оригинальные и цифровые копии почтовой переписки и полиграфии периода 1941–1945 годов: открытки, фронтовые письма-треугольники, закрытые письма-секретки и конверты, а также образцы бумаги, которую использовали для писем.

Еще в самом начале военных действий в СССР в 1941 году были созданы особые правила издания открыток и их отправления. 12 июля Наркомат связи СССР ввел дополнение к действовавшим почтовым правилам о бесплатной пересылке личной корреспонденции как с фронта, так и на фронт: войска снабжались конвертами и открытками бесплатно, а население их покупало по действующим тарифам и продолжало оплачивать услуги связи, если переписка велась внутри страны. Письмооборот во много раз превысил довоенный. К концу 1941 года ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Писали все, включая маленьких детей. На выставке экспонируется открытка с рисунком художника А. Ф. Пахомова «Папа, убей врага!», которую 9-летний Александр прислал своему отцу военному инженеру Василию Александровичу Зкопан-Грабовскому из эвакуации в осажденный Ленинград. Интерес представляет также открытка с карикатурой художника В. А. Николаева «Удравшая находка», которую отец, имя которого неизвестно, с оказией передал своему сыну Саше. Текст в ней написан крупными печатными буквами — видимо, ребенок был еще слишком мал, чтобы разбирать скоропись.

В военные годы письма доходили до адресата порой быстрее, чем в наши дни. По датировкам писем и открыток, а также текстам с упоминанием получения корреспонденции можно говорить о том, что открытка поступала к адресату через 5–7 дней, письмо — в среднем через 10–12 дней. Это объясняется тем, что наркомат связи СССР добился исключительных условий для доставки армейской почты: корреспонденция перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта в зависимости от условий местности — по железной дороге, на кораблях, самолетах, автомобилях и даже на мотоциклах. Использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было запрещено. Приоритет поставки почтовых грузов был в армии наравне с обеспечением ее боеприпасами.

Написанное от руки и отправленное по почте послание во время Великой Отечественной войны было наиболее доступным способом обменяться информацией. Характерной особенностью писем тех лет стала фиксация дат корреспонденции, чаще в начале, реже в конце текста. Эта важнейшая составляющая послания подтверждала, что такого-то числа отправитель был жив. Все письма и открытки, отправляемые по почте с фронта и на фронт, в обязательном порядке перлюстрировались, любые не подлежащие разглашению сведения вымарывались чёрной краской. На проверенную корреспонденцию ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». На выставке можно увидеть образцы цензурной проверки начала войны, когда на вскрытое и прочитанное письмо с оборотной стороны наклеивался прямоугольник светлой бумаги, а также более поздние секретки, письма и открытки, проштампованные цензорами. Все номера военных соединений зашифровывались пятизначным цифровым кодом (часто с добавлением литеры), чтобы не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей.

Основную массу почтовой полиграфии во время войны производили в типографиях и издательствах Москвы и Ленинграда, менее известны издания других городов. Политотделы, редакции войсковых частей и соединений также выпускали секретки, открытки, бланки писем и другие материалы для нужд фронта. Но качество бумаги здесь было ниже, печатали на том материале и теми красками, которые были в наличии, нередко используя обрезки фронтовых газет, боевых листков, благодарностей и пр. Отсюда большой разброс в видах военной корреспонденции, гамме красок, размерах, сортах бумаги и т.д. На выставке представлен и знаменитый солдатский «треугольник», ставший символом военного времени – незапечатанный, сложенный нехитрым способом лист бумаги любого качества (чаще всего встречаются тетрадные листы) с текстом письма и адресом, который использовали повсеместно и на фронте, и в тылу.

Ряд почтовых карточек первых лет войны был выполнен по рисункам и картинам знаменитых художников. Несколько экспонатов выставки представляют серии открыток с шедеврами мирового и русского искусства, выпущенных в 1941 году Эрмитажем и Государственным Русским музеем («Девушка с веером» О. Ренуара, «Военный совет в Филях» А. Д. Кившенко, «П. И. Багратион» В. А. Тропинина). Из довоенных негативов во время войны для фотооткрыток использовались портреты известных деятелей искусства — балерин, актеров кино и театра, певцов. На выставке экспонируются почтово-сувенирные издания и открытки с портретами певицы Э. Л. Утесовой, актеров Л. П. Орловой, Б. П. Чиркова, артистов балета Г. С. Улановой и В. М. Чабукиани, отпечатанные в 1941 году, а также с кадрами из довоенных фильмов — «Чапаев» (1934) и др.

Для изобразительной стороны советских открыток и другой почтовой корреспонденции периода ВОВ использовали образы доблестного прошлого и настоящего России — это служило мощным пропагандистским оружием. На выставке можно увидеть почтовые карточки с изображением Александра Невского, Дениса Давыдова, Семена Михайловича Буденного, Зои Космодемьянской, а также карикатуры, плакаты и рисунки, патриотичные высказывания деятелей политики, культуры и науки, призывающие к борьбе с противником. Стихи, лозунги, тексты песен и ноты также служили средством агитации.

Тексты писем, представленных на выставке, открывают целые эпизоды из жизни семей, которые не могли быть подвергнуты купюрам военной цензуры. Огромный интерес представляют открытки, адресованные в блокадный и в уже освобожденный Ленинград. Многие экспонаты сохранились в плохом состоянии именно потому, что служили долго, порой всю войну. Их и теперь хранят в семьях вместе с похоронками и вырезками из газет, они превратились в бесценные реликвии.


РОСФОТО благодарит за предоставление коллекции открыток Владимира Ивановича Елкина, который многие годы занимается изучением и систематизацией военной корреспонденции.