Элио Чиол (р. 1929) больше полувека снимает на черно-белую пленку одни и те же места – Ассизи, город в провинции Перуджа, и его окрестности. Ассизи под сугробами снега, в тумане, зимой и летом. На фотографиях Э. Чиола аркады, лестницы, изгибы пустынных улиц, старинные стены, залитые солнцем и отбрасывающие причудливые тени, соседствуют с панорамными видами. Словно мозаика, эти кадры складываются в гармоничную картину мира, любимого фотографом.

По словам писателя Карло Сгорлона, "Чиол, как и многие другие, привязан к своим пенатам и их культуре, испытывает к ним чувство сродни религиозному. Таким образом, эта земля для него не только точка отсчета, но и точка возвращения, ее тема теснейшим образом связана с религиозно-философским мировоззрением художника, фундирующим все его работы".

Используя при съемке инфракрасные фильтры, позволяющие достигать необычных художественных эффектов, Чиол часто придает «тишине» своих безлюдных пейзажей драматичное звучание.

Стремление к созданию существующих вне времени образов угадывается в произведениях Фрэнка Дитури (р. 1946). Итальянец по происхождению, Ф. Дитури вырос и стал фотографом в Нью-Йорке. Его работы экспонировались в десятках галерей и музеев по всему миру и неоднократно публиковались в значимых фотографических изданиях. Однажды завороженный одним из самых загадочных полотен Джорджо де Кирико "Тайна и Меланхолия улицы", он стремится воссоздать такое же ощущение пространства и времени в своих монохромных снимках, населенных размытыми силуэтами деревьев, зданий и людей. Дитури утверждает, что "совмещение видимой реальности и ее психологической подоплеки абсолютно необходимо для любого произведения искусства". Балансируя на грани реального и сюрреального, тайного и явного, автор заставляет зрителя догадываться, домысливать и воображать.

Во фрагментарных композициях Ф. Дитури угадывается интерес к наследию пикториалистов, определенное возвращение к их художественным методам. Импрессионистичные образы, созданные автором, проникнуты глубоко личным отношением к объектам съемки, и главным героем фотографий становится «настроение», изменчивое и неуловимое, существующее лишь здесь и сейчас. Фотографиям Элио Чиола, напротив, присуща академическая строгость. Природа предстает величественной и недоступной. Здесь нет места человеку, а старинные здания оказываются единственными обитателями этого мира, в котором время и традиция ощущаются почти физически.

Выставка «Плотность тишины», открывающаяся в залах РОСФОТО, представляет два субъективных взгляда, два примера авторской интерпретации внешнего мира, воплощенных в образах природы, очищенных от всего случайного и непостоянного.

Мария Гаврильчик

Куратор выставки – Андрей Мартынов

Выставка входит в официальную программу Года итальянского языка и культуры в России и проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Санкт-Петербургского Общества "А-Я".