Речь пойдёт не только о специфике исторических периодов развития мирового кино, культурных парадигмах и технических достижениях. Мы поговорим о личностях, создававших историю, об основах языка киноискусства и о фильмах, ставших бесспорными шедеврами XX-XXI вв.

Каждая лекция представит кино как переживающее Ренессанс современное художественное средство коммуникации.

 

30 октября

Рождение кино: кинематограф Люмьеров и докинематографическая эпоха

После первых киносеансов братьев Люмьер их чудесные оживающие фотоснимки вместе с лёгкой компактной аппаратурой стали быстро распространяться по миру.

Созданная техникой Люмьеров, картина реальности оказывалась конкретной, многомерной и… превращалась в аттракцион. Это «превращение» было детищем всей зрелищной культуры XIX столетия.

От тауматропа – к анимации Эмиля Рейно; от Луи Лепренса – к Томасу Эдисону; от братьев Люмьер – к дальнейшему развитию кинематографа и т.д.

MINOLTA DIGITAL CAMERA
MINOLTA DIGITAL CAMERA
Камера обскура
izobretenie-elektricheskoy-lampochki-3
izobretenie-elektricheskoy-lampochki-3
Томас Эдисон
Laterna_Magica
Laterna_Magica
"Волшебный фонарь" (Laterna Magica)

 

6 ноября

Немое кино: режиссер и зритель — коммуникация с фильмом 

Немое кино постоянно взрослело вместе со своим главным адресатом – массовым зрителем.

Год за годом сообща они учились разбираться в пластике света и тени, ритмах движения, выразительных возможностях человеческого лица. Монтаж, система планов, интертитры и выразительные кадры формировали «немой» киноязык. Кто же наиболее полно овладел этим языком – само кино или его зритель?

От Жоржа Мельеса – к Эдвину Портеру; от фильмов Societe Film d’Art – к «Рождению нации» и «Нетерпимости» Дэвида Гриффита; от «Калигари» Роберта Вине – к «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова и т.д.

040dvdgriffithhead
040dvdgriffithhead
Дэвид Уорк Гриффит
01._Neterpimost
01._Neterpimost
"Нетерпимость", Дэвид Гриффит
Von-Morgens-bis-Mitternachts-33_web_1
Von-Morgens-bis-Mitternachts-33_web_1
"От рассвета до полуночи", Карл Хайнц Мартин
filmz.ru_f_49671
filmz.ru_f_49671
"Человек с киноаппаратом", Дзига Вертов

 

13 ноября

Звучащий экран: кино в 1930-40-е гг. 

Кино научилось звучать – музыка, пение, живые диалоги и звуки реальности. Теперь оно походило на жизнь, но это не помешало ему осваивать жанры, снабжая их условными схемами и жизнеподобием одновременно.

Процесс развитие кино в 1930-40-е гг. породил потребность воплощать массовую иллюзию: «голливудские грёзы», «нацистская пропаганда», «советский мифо-реализм» и т.д. И всё же отдельные явления позволяют по-другому относиться к кинопроцессу довоенного и послевоенного десятилетий.

От «Певца джаза» Алана Крослэнда – к «Лицу со шрамом» Ховарда Хоукса; от «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса – к «чёрным фильмам»; от «Ноль за поведение» Жана Виго – к французским картинам 1940-х гг. и т.д.

0003
0003
"Золотоискатели", Басби Беркли, Мервин Лерой
medium_3-1
medium_3-1
"Ноль за поведение", Жан Виго
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
"Великий диктатор", Чарльз Чаплин
marlen_2
marlen_2
Мария Магдалена Дитрих

 

20 ноября

Кино после Второй Мировой войны: от фестивальной премьеры к фильму-картине сознания 

Фестивальное движение способствовало появлению феномена «интеллектуального кино» и обозначило особое место режиссёра, возвысив его над другими кинематографическими профессиями. Режиссёр стал называться «Автором» и полностью отвечал за всё, что содержалось в снятом им фильме.

Фестивали в Каннах или Венеции становились самым важным и авторитетным событием мирового кинопроцесса. Расширяя географию и количество участников, фестивальные программы формировали устойчивое отношение к фильму как к самодостаточному произведению. Произведения становились всё сложнее, а их язык – всё более метафоричным, что позволяло Автору выражать этим языком картину собственного сознания. Кинорежиссура становилась практикой философствования.

От «Лолы Монтес» Макса Офюльса – к «Риму» Федерико Феллини; от «Сказок туманной луны» Кэндзи Мидзогути – к «Затмению» Микеланджело Антониони; от фильмов Альберта Ламорисса – к фильмам Миклоша Янчо.

1332025653_lola1
1332025653_lola1
"Лола Монтес", Макс Офюльс
8-1-2-1963-15-g
8-1-2-1963-15-g
"Восемь с половиной", Федерико Феллини
fellini-roma-1972-02-g
fellini-roma-1972-02-g
"Рим", Федерико Феллини
456
456
"Завещание Орфея", Жан Кокто
36966866c24a23ad233abab3a6d5221ebc5f6c130670569
36966866c24a23ad233abab3a6d5221ebc5f6c130670569
Микеланджело Антониони

 

27 ноября

Кино и «ловушки» аудиовизуальной культуры 

Появление технологий записи видеоизображения и видеокассет «Sony», телевизионная реклама и эстетика MTV, ТВ-сериалы и ТВ-фильмы – всё это в 1970-е годы очевидно влияет на мировой кинематограф, не способный бороться с натиском визуальной продукции, созданной на чуждых ему носителях. Кино стремится адаптировать в своих интересах «нецеллулоидные формы жизни» визуальных образов и уже в 1980-е гг. достигает некоторых успехов.

От картин английских кинопостмодернистов 1980-х гг. – к «Временному коду» Майка Фиггиса; от классической живописи – к интернет-проектам Питера Гринуэя; от MTV – к «Кроликам» Дэвида Линча и т.д.

aria-9971_11
aria-9971_11
"Ария", Николас Роуг, Билл Брайден, Чарльз Старридж, Жан-Люк Годар, Жульен Темпл, Брюс Бирсфорд, Роберт Олтмен, Фрэнк Роддэм, Кен Рассел, Дерек Джармен
TIMECODE-CTIT-FC-1
TIMECODE-CTIT-FC-1
"Таймкод", Майк Фиггис
rmx20091201a001
rmx20091201a001
"Твин Пикс", Дэвид Линч
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
"Контракт рисовальщика", Питер Гринуэй

 

Лекции организованы СПб ОО «Санкт-Петербургское общество «А-Я» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга  в рамках программы «Пространство фотографии».

 

 

 

 

 

Об авторе

Василий Гусак

Историк кино, доцент СПбГУКиТ, куратор кинопрограмм.

Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, аспирантуру сектора кино и телевидения Российского института истории искусств. Кандидат искусствоведения.

В 1993–1997 гг. сотрудничал с рядом центральных телеканалов («Санкт-Петербург – Пятый канал», ОРТ) как автор телепрограмм и телефильмов. С 1998–2005 гг. – автор материалов в периодической печати о кино и фотографии. 2002–2004 гг. – куратор и ведущий проекта «Кинообсерватория» арт-центра «Пушкинская, 10».

С 2000 г. читает курс истории кино в СПбГУКиТ, где с 2008 по 2014 гг. также вёл киноведческую мастерскую.

В 2007–2010 гг. преподавал на факультете искусств СПбГУ.