Более 500 иллюстраций – от дагеротипа до первых цветных фотографий, среди которых есть жемчужины мировых собраний, – представят слушателям непрерывное совершенствование фотографической техники и внедрение в повседневную жизнь новых технологий для создания светописных изображений.

Уникальность курса состоит не только в том, что полноценные занятия такого рода практически нигде не проводятся (кроме профильных ВУЗов). Но и в том, что слушатели смогут познакомиться с богатейшим наследием сквозь призму опыта и теоретических исследований действующего классика нашего времени. 

 

1 ноября 

Первые светописные технологии — дагеротипия и калотипия 

Муки рождения. Нисефор Ньепс – Луи Жак Манде Дагер – Уильям Генри Фокс Тальбот – химия и физика процессов.

Дагеротип: от рождения к угасанию. Портрет как икона – Освоение мира – На службе науки – Жемчужины мировых собраний.

Рождение стереофотографии. Калотипия: сдержанное начало. «Карандаш природы» – «Солнечные картины Шотландии» – общество калотипистов.

Выставка в Кристалл Паласе: подтверждение итогов и открытие новой эры.

001
001
0001
0001
00001
00001
01h
01h

 

8 ноября

Наследники дагеротипа — амбротип и ферротип. Стереография — от «А» до «Я»

Новые технологии – новые жанры. Химия и физика процессов – «Дагеротип для бедных» – Семейный альбом как история семьи и страны – Особенности съёмки детей.

Стереофотография – телевидение XIX века.

002
002
000002
000002
2k
2k
02k
02k

 

15 ноября

Эпоха мокрого коллодия

Открытия Скотта Фредерика Арчера и Луи Дезире Бланкар-Эврара – химия и физика процессов.

Стеклянные дома и тёмные палатки. Зарождение жанров – Изобретение Андре Адольфа Эжена Диздери – Визитки и картомания – Надар, С.Л. Левицкий и В.А. Каррик  – загадки и разгадки – Уловки фотографов – Мечта о цвете.

Позирующая планета и её летописцы.

003
003
000003
000003
3k
3k
03k
03k

 

22 ноября

Первая общедоступная технология — броможелатиновые фотопластинки 

Открытие Ричарда Лича Мэддокса – химия и физика процесса.

Фотография «везде и всюду». Фотолюбители и профессионалы – Странствующие фотографы – Фотоиндустрия: «визитки и кабинетки» – Ретушь: когда и как – Китч бессмертен.

Блеск и нищета Кодака и кодакистов.

004
004
0004
0004
04k
04k
4k
4k

 

29 ноября

От многотиражности к уникальности и наоборот 

Фототипия – многотиражная реплика серебряного снимка.

Псевдоцвет (фирма «Фотоглоб») и «фотография в натуральных красках» – Профессор Адольф Мите – С.М. Прокудин-Горский – Изобретения братьев Люмьер – Автохром.

«Новая школа» – фотоживописцы. Пикториальные технологии: бромойль – гуммиарабик – озобром – угольная и платиновая печать – цианотипия.

0005
0005
05k
05k
kk
kk

 

Лекции организованы СПб ОО «Санкт-Петербургское общество «А-Я» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга в рамках программы «Пространство фотографии».

 

 

 

 

 

 

 

Об авторе

Александр Китаев

Китаев Александр Александрович

Родился 23 ноября 1952 г. в г. Ленинграде. В 1970 г. поступил слесарем на Ленинградский электромеханический завод «Заря», где под влиянием сослуживца В. Стрижекозина увлекся фотографией. В 1971 г. поступил на заочное отделение Северо-Западного политехнического института, но в 1974 г. оставил учебу. С 1972 по 1979 г. член фотоклуба Выборгского ДК. С 1975 по 1979 г. входил в состав творческой группы «Окно» (С. Чабуткин, Е. Скибицкая, Б. Конов, Е. Покуц, А. Китаев), сформированной внутри фотоклуба ВДК. С 1975 по 1977 г. обучался на факультете фотокорреспондентов Университета рабочих корреспондентов при Ленинградском Доме журналиста. В 1978 г. поступил на работу в фотолабораторию Ленинградского адмиралтейского объединения. В 1979 г. в числе ряда фотолюбителей вышел из состава ВДК и принял участие в организации фотоклуба «Дружба» Дома дружбы с народами зарубежных стран. В 1980 г. участвовал в Выставке ленинградских фотомастеров в кинотеатре «Балтика». В 1982 г. оставил занятия фотографией, но по прошествии пяти лет по приглашению Ю. Матвеева начал посещать заседания фотоклуба «Зеркало» в ДК железнодорожников им. К. Маркса. Принял участие в VIII Отчетной выставке «Зеркала» летом 1988 г. и в том же году вышел из состава клуба. С 1988 по 1989 г. принимал участие во встречах товарищества «Община фотохудожников». В 1988 г. как член товарищества принял участие в выставке-акции «… город знакомый до слез». В 1988-1989 гг. участвовал в выставочной деятельности ленинградского объединения «Фотоцентр» ДК им. Ильича. С 1992 г. — участник объединения «Фотоpostscriptum». В 1993 г. участвовал в выставке «ФотоPostscriptum» в Государственном Русском музее. С 1999 г. — свободный художник. С начала 2000-х гг. выступает в качестве куратора, занимается издательской деятельностью. Историк фотографии, писатель. Член Союза фотохудожников России (1992 г.), Союза художников России (1994 г.). Автор более семидесяти персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии; участник более 150 групповых выставок. Произведения мастера хранятся в государственных и частных собраниях России и за рубежом. Автор работ по истории фотографии, автор-составитель ряда альбомов и книг. Стипендиат мэрии Парижа (2006 г.). Читал лекции по истории и теории фотографии и проводил мастер-классы в музеях и учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Калининграда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Углича, Хабаровска, Хельсинки.