Фотографы советских кинофабрик не становились знаменитыми: профессия считалась сугубо прикладной, имя автора под рекламными «кадрами из фильмов» не упоминалось. Фотограф-художник Самоэль (Элик) Кацев — яркий и талантливый мастер, легенда «Ленфильма» —  почти не известен за пределами студии. Выставка призвана восполнить этот пробел и познакомить зрителя — лицом к лицу — с выдающимся ленинградским фотографом кино.

Самоэль Ильич Кацев (1945–2003) начал карьеру на студии в 1967 году такелажником и лишь через девять лет стал фотографом в киногруппах. «Ленфильм» 70-х — 80-х годов немыслим без Кацева. Он помогал актерам и режиссерам создать, проявить и зафиксировать нужный художественный образ, снимал игровые сцены и рабочие моменты. Кацев побывал с фотоаппаратом на съемочной площадке более чем полусотни фильмов. Некоторые стали классикой отечественного кино, другие почти забыты; вот самый краткий список: «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина (1971, «Экран»), «Женитьба» Виталия Мельникова (1977), «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова (1978), «Соловей» Надежды Кошеверовой (1979), «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова (1979), «Анюта» Александра Белинского (1982), «Пацаны» Динары Асановой (1983), «Зимняя вишня» Игоря Масленникова (1985), «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина (1986), «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова (1986), «Спаси и сохрани» Александра Сокурова (1989), «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана (1993).

Однако Самоэль Кацев оказался значительнее роли, предписанной штатным расписанием. Он не ограничивался работой на кинокартине и по заданиям начальника фотоцеха, а бесконечно и неустанно портретировал — актеров, режиссеров, художников, операторов… Теперь, когда прежнего «Ленфильма» нет, фотографии Кацева поистине бесценны. В них мы видим не советско-бодрый, не глянцево-коммерческий, не парадно-заказной, а полный тревожного драматизма и сострадательной любви коллективный портрет уникальной киностудии.

Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан в дар РОСФОТО Тамарой Сеферян, его женой. К сожалению, многие работы по разным причинам утрачены еще при жизни фотографа. Предстоит большой труд по идентификации изображений, составлению каталога, введению работ этого мастера в культурный контекст.


РОСФОТО благодарит за помощь в подготовке выставки ленфильмовцев Тамару Сеферян, Галлу Капицкую, Татьяну Никитину, Татьяну Комарову, Валентину Горошникову, Марка Сермана, Петра Багрова, Владимира Садовникова и Ольгу Лебединскую, а также Владимира Ильича Кацева.