Основой проекта "Русский Голливуд" является успешное сотрудничество РОСФОТО и известного коллекционера и историка моды Александра Васильева.


Тема «Русского Голливуда» интересует меня уже более двух десятков лет. После переезда во Францию, поиск редких фильмов с участием русских актеров или на русские темы стал частью моих увлечений. Я находил киноленты и фотографии как в Париже, так и в США, где сотрудничал с различными американскими балетными труппами. За последние годы мне удалось собрать значительную коллекцию уникальных винтажных фотографий, посвященных этой теме. Лучшую их часть я представляю сейчас моей петербургской публике.

Русская эмиграция сыграла существенную роль в мировой культуре ХХ столетия. Важнейшими сферами этого бесспорно позитивного влияния были литература, балет, парижская мода и американский кинематограф.

Русским красавицам и их работе в мире моды была посвящена моя предыдущая выставка в Государственном центре фотографии «Красота в изгнании», которая вызвала немалый интерес у публики и прессы.

Отчасти продолжая тему, мы показываем вам сегодня уникальные портреты создателей и участников голливудских фильмов периода 1920-х – 1960-х годов. Именно в эти десятилетия русские мастера наиболее интенсивно и интересно работали в американском кинематографе. На новой выставке в Петербурге вы увидите почти забытые, но прекрасные лица знаменитых русских актеров и актрис немого и звукового кино Голливуда – Аллы Назимовой, Ольги Баклановой, Анны Стен, Евгении Леонтович, Марии Успенской, Лили Кедровой, Тамары Тумановой, Ирины Бароновой, Ивана Лебедева, Владимира Соколова, Мишу Ауэра, Леонида Кинского, Акима Тамирова, Юла Бриннера, Питера Устинова и других. Память о них мы возвращаем сегодня в Россию, рассказывая о судьбах и показывая фотографии.

Фильмы, созданные на русские сюжеты, в значительной мере повысили интерес к нашей культуре в США и во всем мире, обогатили историко-культурный контекст, повлияли на распространение русского стиля в мировой моде. Следует сказать, что вклад русских в развитие мирового кинематографа был оценен современниками по достоинству. Родившийся во Владивостоке Юл Бриннер ("Король и я", 1956) и актриса из Москвы Лиля Кедрова ("Грек Зорба", 1964) получили высшую награду Голливуда – "Оскар". Харьковчанка Варвара Каринская впервые в истории Американской киноакадемии была награждена этой премией как лучший художник по костюмам за фильм "Жанна д'Арк" (1948) с Ингрид Бергман в главной роли.

Среди картин, связанных с темой нашей экспозиции, – экранизация великих классических произведений русской литературы, таких как «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Доктор Живаго», а также американские фильмы о России и СССР: «Распутин и Императрица», «Балалайка», «На ваших пуантах», «Ниночка», «Товарищ», «Товарищ Х», «Песнь о России», «Дни славы» и многие другие.

Неудивительно, что имена и лица создателей этих лент малоизвестны нашим современникам. Творчество героев проекта «Русский Голливуд» совпало с эпохой холодной войны между СССР и США. Именно поэтому фильмы, созданные при участии русских эмигрантов или на русские темы, очень редко проходили советскую цензуру и попадали в отечественный прокат.

Одна из целей нашей выставки – заполнить этот пробел и восстановить, хотя бы отчасти, истинную роль российской эмиграции в мировой культуре XX века. Теме «Русского Голливуда» посвящена и моя новая книга, готовящаяся к печати в московском издательстве «Слово».

Александр Васильев

Париж


07
07
Сцена из фильма «Дни славы» / Days of Glory, реж. Жак Турно, RKO Radio Pictures, 1944. Тамара Туманова в роли Нины Ивановой
08
08
Анна Стен в роли Катюши Масловой в фильме «Воскресенье» / We Live Again по мотивам романа Л. Н.Толстого, реж. Рубен Мамулян, Samuel Goldwyn Company, 1934
09
09
Сцена из фильма «Песнь о России / Song of Russia, реж. Григорий Ратов, Loew's, 1944. В ролях — Роберт Тейлор, Сьюзан Петерс, Джон Ходяк, Роберт Бенчли, Михаил Чехов, Дерилл Хикман, Зоя Карабанова, Владимир Соколов и др.
01
01
Анна Стен в роли Наташи в фильме «Три русские девушки» / Three Russian Girls, реж. Генри Кеслер, Федор Оцеп, R-F Productions, 1943
10
10
Юл Бриннер (в роли майора Сурова), Дебора Керр в фильме «Рейс» / The Journey, реж. А. Литвак, Alby Pictures, 1959
02
02
Сцена из фильма «Леди отказывает» / The Lady Refuses, реж. Джордж Арчинбод, RKO Radio Pictures, 1931. Иван Лебедев (в роли Николая Рабинова), Бетти Компсон
04
04
Сцена из фильма «Черный орел» /The Eagle. По повести А. С. Пушкина «Дубровский». Реж. Кларенс Браун, Art Finance Corporation, 1925. Рудольф Валентино в роли Дубровского, Джеймс Маркус (Троекуров), Вилма Бэнки (Маша)
03
03
Сцена из фильма «Человек, который смеется» / The Man Who Laughs по роману Виктора Гюго, реж. Пол Лени, Universal Pictures, 1928. Ольга Бакланова в роли герцогини Жозианы
11
11
Сцена из бродвейской театральной постановки «Гранд-отель» / Grand Hotel в National Theatre (Нью-Йорк), 1930. Евгения Леонтович в роли русской балерины Грузинской
12
12
Алла Назимова в роли Джоан в фильме «Искупленный грех» / The Redeeming Sin, реж. Дж. Стюарт Блектон, Vitagraph Company of America, 1925
05
05
Сцена из фильма «Тарас Бульба» / Taras Bulba, реж. Дж. Ли Томпсон, Югославия-США, Avala Film, 1962. Юл Бриннер в роли Тараса Бульбы
06
06
Сцена из фильма «Распутин и императрица» / Rasputin and the Empress, реж. Ричард Болеславски, Чарльз Брабин, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). 1932. Лайонелл Бэрримор (Распутин), Диана Виньярд (княжна Наташа)

 


Биографии

Миша Ауэр / Унковский Михаил (1905–1967)

Внук выдающегося скрипача Леопольда Ауэра в 1920 году взял эту фамилию, под которой стал известен в мире театра и кинематографа. Отец Михаила Ауэра, офицер флота Российской империи, погиб на русско-японской войне, и семья, жившая в нищете после революции, была вынуждена эмигрировать в Турцию. В 1918 году в Константинополе мать М. Ауэра умерла от тифа. Актер впоследствии вспоминал, как он закапывал руками в песок ее тело. Ему самому удалось уехать в Италию, а затем в США к знаменитому деду. Михаил Ауэр окончил Нью-Йоркскую школу этической культуры по классу скрипки и фортепиано, но выбрал карьеру драматического актера и уже в 1920 году сыграл в бродвейской постановке по пьесе Г. Ибсена «Дикая утка» эпизодическую роль. Театральную карьеру М. Ауэр продолжил в еврейском театре Берты Калиш (Нью-Йорк), а в 1928 году дебютировал в кино («Что-нибудь всегда случается», реж. Фрэнк Татл, 1928).

Исполняя пусть и не очень большие роли (часто в амплуа Mad Russian), Михаил Ауэр играл вместе с самыми яркими кинозвездами эпохи, в фильмах, не только высоко оцененных в его время, но и оставшихся популярными в наши дни. Ауэр был номинирован на премию «Оскар» за роль в фильме «Мой слуга Годфри» (реж. Грегори Ла Кава, 1936), собравшем целую коллекцию оскаровских премий – за сценарий, режиссуру и актерские работы. Ауэру доверяли заметные роли Фрэнк Капра – в классической картине «С собой не унесешь» (1938), и Джордж Маршалл («Дестри снова в седле», 1939). Последняя картина запомнилась, прежде всего, как дебют Марлен Дитрих в жанре вестерна, но и игра замечательного дуэта – Михаила Ауэра и Уны Меркель вызывала восторг зрителей.

Михаилу Ауэру также довелось оказаться на съемочной площадке вместе с кумирами тех лет – Диной Дурбин и Адольфом Менжу («Сто мужчин и одна девушка», 1937) и работать у Орсона Уэллса в фильме «Мистер Аркадин» (1955).

На средства Михаила Ауэра по сей день содержится русская церковь в Голливуде.

Ольга Бакланова / Бакланова Ольга Владимировна (1896–1974)

Ученица К. С. Станиславского, выпускница Первой Студии Художественного театра, актриса МХТ. В 1915 году дебютировала на сцене театра в роли Лауры в «Каменном госте». Затем играла в спектаклях МХТ «Потоп», «Иванов», «Двенадцатая ночь». С 1919 играла в Музыкальной студии при МХТ в спектаклях «Лисистрата» (1923), «Карменсита и солдат» (1924) и других. Заслуженная артистка РСФСР. В 1925 году выехала на гастроли в Европу и США. В СССР не вернулась. В 1914 году Бакланова начала сниматься в кино в России, сыграв почти в двадцати фильмах, а в 1927-м продолжила кинематографическую карьеру в Голливуде. Знаменитая красавица и талантливая актриса Ольга Бакланова снималась в фильмах «Человек, который смеется» (1928), «В доках Нью-Йорка» (1929), «Волк с Уолл Стрит» (1929), «Уродцы» (1932). В последней из названных лент режиссер Тод Браунинг соединил различные жанры с новой для той эпохи свободой.

В конце 1930-х Бакланова пела в русском кабаре в Нью-Йорке, вела радиопередачи. В 1940 году с огромным успехом сыграла на Бродвее в спектакле «Клаудия» (по роману Р. Франкен), а в 1943-м – в его экранизации.

Баронова Ирина Федоровна  (1919–2008)

Одна из трех «бэби-балерин» (как называли Баронову, Татьяну Рябушинскую и Тамару Туманову – звезд балета младшего поколения первой русской эмиграции, открытых Дж. Баланчиным в начале 1930-х годов). Ирина Баронова родилась в Москве, в семье офицера Императорской армии, ставшего в эмиграции театральным художником. После детских лет, проведенных в Бухаресте, Ирина училась в Париже в школе Ольги Преображенской. Дебютировав в 1932 году в «Русском балете Монте-Карло», Баронова стала прототипом Веры Барановой, героини бродвейского мюзикла «На ваших пуантах» (1936). Гастролировала в США, Мексике, Европе и Австралии. В 1940 году сыграла главную роль в фильме «Флориан» киностудии MGM. Оставила сцену в 1946 году. Ирина Баронова награждена престижной Медалью Нижинского, почётным Дипломом Школы Искусств Северной Каролины, наградой Лусии Чейс Американского Театра Балета. В 1996 году ей вручили награду Королевской Академии танца за бесценный вклад в балетное искусство. Вице-президент Королевского хореографического общества Великобритании, попечительница Королевского хореографического училища Австралии. Скончалась в Австралии в июне 2008 года.

Юл Бриннер / Бриннер Юлий Борисович (1920–1985)

Актер театра и кино, родился во Владивостоке. Отец – предприниматель Борис Юльевич Бриннер, мать – актриса и певица Мария Дмитриевна Благовидова. После развода родителей Юл с матерью и сестрой переехали в Харбин, а в 1934 году – в Париж. В 1938 году Бриннер устроился рабочим сцены в русский театр Георгия и Людмилы Питоевых, но владельцы театра не разглядели в юноше актерский дар – у Питоевых он ничего не сыграл. В 1941-м Бриннер с матерью переезжает – в США, в Коннектикут, и поступает в школу Михаила Чехова. 2 декабря 1941 года состоялся его актерский дебют в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. В годы войны Бриннер работал на радио во французской редакции «Голоса Америки».

Дебютировав на Бродвее в 1946 году в мюзикле «Песня лютни», Бриннер стал одним из самых заметных американских театральных актеров, но действительно громкий успех пришел к нему после премьеры мюзикла «Король и я» в 1951 году. В 1956 на экраны вышла киноверсия пьесы «Король и я», а в 1957-м Бриннер был награжден за игру в ней премией «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль». Бриннер впервые снялся в кино намного раньше («Порт Нью-Йорк», 1949), а в фильме «Анастасия» (1956), поставленном русским режиссером Анатолием Литваком, партнершей актера стала великая Ингрид Бергман. После роли, принесшей ему награду Американской киноакадемии, интересных предложений стало значительно больше. В 1958 году Бриннер играет Дмитрия Карамазова в экранизации романа Ф. М. Достоевского; снимается с Джиной Лолобриджидой в фильме «Соломон и царица Савская» (1959), получив за последнюю работу фантастический для того времени гонорар – один миллион долларов. В 1960 году состоялась премьера «Великолепной семерки» (реж. Дж. Стерджес) – фильма, после которого Бриннер становится всемирно известным актером. Бриннер успевал работать и на телевидении – в 1948-м он вместе с женой Вирджинией создал и вел первое в истории ток-шоу «Мистер и Миссис».

В 1967 году в Вене (Австрия) с известным цыганским артистом Алешей Димитриевичем Бриннер записал совместный музыкальный альбом «The gypsy and I». В 1974 году Бриннер вернулся на сцену, сыграв в мюзикле «Одиссея» композитора Митча Ли, а в 1977-м был восстановлен спектакль «Король и я», с которым Бриннер триумфально гастролировал по США и Великобритании. В своей любимой роли сиамского короля Юл Бриннер в последний раз вышел на сцену за три месяца до своей кончины.

Вера Воронина (1905–?)

Родилась в Киеве. Перешла австрийскую границу во время Гражданской войны. Играла в фильмах, созданных на немецкой студии UFA вместе с Ольгой Чеховой и Ольгой Беляевой. Была приглашена в Голливуд, но в звуковом кино ее карьера не сложилась из-за сильного акцента.

Натали Вуд / Наталья Гурдина (1938–1981)

Родилась 20 июля 1938 года в Сан-Франциско в семье русских эмигрантов – театрального художника Николая и балерины Марии Захаренко, которые сменили фамилию на более легкую для американского слуха – «Гурдин». Взлет актрисы был феноменально ранним. В пять лет Наташа сыграла свою первую роль в фильме «Счастливая земля». Продюсеры еще раз изменили фамилию будущей звезды, назвав ее в честь режиссера комедийных картин Сэма Вуда, и в 8-летнем возрасте Натали Вуд уже играла большие роли, получая вполне солидный гонорар. К 18 годам Натали Вуд, сыгравшая в 25 лентах, становится голливудской звездой первой величины. Среди этих фильмов – «Привидение и миссис Мюир» (реж. Дж. Манкевич, 1947), «Чудо на 34-й улице» (реж. Дж. Ситон, 1947), «Большой куш» (реж. У. Лэнг, 1950), «Серебряная чаша» (реж. В. Сэвилл, 1955) и «Бунтовщик без причины» (картина, снятая Н. Рэем в 1955 году, названная самой стильной за всю историю мирового кинематографа). Натали Вуд, актриса бесспорного драматического дарования, блестяще сыграла в картине Элиа Казана «Великолепие в траве» (1961) историю любви девушки из провинциального американского городка, жизнь в котором подчинена ханжеской морали. Еще более громкий успех сопутствовал другой работе Натали Вуд в картине 1961 года – кинематографической версии мюзикла «Вестсайдская история».

Натали Вуд трижды номинировалась на премию «Оскар», а также входила в список претендентов на вторую по значимости кинематографическую награду – «Золотой глобус» и на телевизионную премию Бафта.

В СССР была очень популярна очаровательная комедия «Большие гонки» (реж. Блэйк Эдвардс, 1965), в которой Вуд играла вместе с Джеком Леммоном и Тони Кертисом.

Жизнь Натали Вуд оборвалась очень рано. Она погибла предположительно в результате несчастного случая, произошедшего близ Лос-Анджелеса, на принадлежащей ей яхте.

Карабанова Зоя Владимировна (1900–1960)

Актриса театра и кино. Играла у А. Я. Таирова в спектаклях Московского Камерного театра. В 16 лет Зоя Карабанова дебютировала на киностудии Т-во «И. Н. Ермольев». Ее партнерами были Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Николай Римский. Затем перешла на киностудию АО «Биохром». В 1918 году уехала в Крым, где сыграла в нескольких фильмах с Иваном Мозжухиным. Во Франции снималась в фильмах парижской киностудии «Альбатрос». Играла в труппе театра «Летучая мышь» – лучшего русского дореволюционного театра миниатюр, труппа которого прибыла в Париж в 1920 году. Вышла замуж за руководителя труппы – Н. Балиева. Снималась в ряде голливудских фильмов, среди которых «Мы живем снова» (1934, реж. Рубен Мамулян, по мотивам романа Л. Н. Толстого «Воскресение»), «Миссия в Москве» (1943), «Песнь о России» (1944), «Шелковые чулки» (1957).

Лиля Кедрова / Кедрова Елизавета Николаевна (1918–2000)

Родилась в Петрограде в семье Н. Н. Кедрова – профессора Петербургской консерватории, руководителя придворной певческой капеллы, создателя всемирно известного квартета. После 1920 года семья Кедровых эмигрировала в Париж.

Сценическая карьера Лили Кедровой не была стремительной, но добившись в 1950-е годы под руководством режиссера (и своего первого мужа) Пьера Вольде успеха в лучших современных пьесах тех лет – «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Вид с моста» А. Миллера, «Вкус меда» Ш. Дилени, русская актриса оставалась неизменно популярной и любимой театральной публикой. Среди работ Кедровой в кино в те годы следует упомянуть фильм Жака Беккера «Монпарнас, 19» (1958). А в 1965-м настал час триумфа в кино – Кедрова получила премию «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Грек Зорба» (реж. М. Какоянис). Этот материал стал счастливым для Кедровой – в 1980-е годы она играла со своим партнером по фильму Энтони Куинном в постановке театрального мюзикла, созданного по той же пьесе, и была удостоена за эту роль высшей американской театральной награды «Тони» (1983). Впоследствии Кедрова вспоминала, как колебалась, соглашаясь сниматься в фильме Какояниса, не верила, что ей «удастся понять сердце героини – вульгарной старой проститутки».

В судьбе Кедровой было много престижных наград. Кроме названных – французский «Сезар», итальянская «Золотая маска», премия канадской Академии кино и телевидения «Джени» и многие другие, что, впрочем, неудивительно. Актрису ценили режиссеры очень разных, но мощных дарований. Она играла у Альфреда Хичкока в «Разорванном занавесе» (1964), у Романа Поланского в «Жильце» (1976), у Коста-Гавраса в фильме «Свет женщины» (1979).

Леонид Кинский (1903–1998)

Родился в Санкт-Петербурге. Ребенком принимал участие в спектаклях Александринского театра в качестве статиста и успел сыграть роль с текстом в спектакле «Шут Тантрис» Э. Хардта до эмиграции из России (Кинский уехал из страны после революции). Перед тем как поселиться в США, работал в Европе и Латинской Америке. В США ему посчастливилось познакомиться с выдающимся музыкантом и эстрадным артистом Элом Джолсоном и получить приглашение работать в его шоу.

Кинский дебютировал в Голливуде в 1932 году в комедии Эрнста Любича «Переполох в раю». Сыграл знаменитый эпизод с Хэмфри Богартом в фильме «Касабланка» (реж. М. Кертис, 1942). Кинский запомнился в разнохарактерных ролях в таких фильмах как «Утиный суп» (1933), «Сады Аллаха» (1936), «Алжир» (1938), «Большой вальс» (1938), «С огоньком!» (1941).

Иван Лебедев (1895–1953)

Родился в Ковно, в Литве, образование получил в Петербурге, окончив Университет и Военную академию. Служил в армии, затем в дипломатическом корпусе. После революции эмигрировал в Германию, где попробовал себя в кино в 1922 году. С 1925 года Иван Лебедев снимался в голливудских фильмах. Внешне эффектный актер играл, как сообщает авторитетный справочник, «роли беззастенчивых жиголо и учтивых негодяев». Среди известных лент с его участием – «Китайские моря» (реж. Т. Гарнетт, 1935), «Рапсодия в голубых тонах» (реж. И. Раппер, 1945), «Снега Килиманджаро» (реж. Г. Кинг, 1952).

Иван Лебедев – автор книги «Бесславный легион», вышедшей в США / Legion of Dishonor, New York: Liveright, 1940.

Сэм Левин (1905–1980) 

Родился в России. В 1927 году дебютировал на Бродвее, сыграл более чем в 30 спектаклях, был номинирован как лучший драматический актер на премию «Тони». Сэм Левин был популярен и как киноактер. Среди фильмов с его участием – «Трое на лошади» (1936), «Убийцы» (1946), «Сладкий запах успеха» (1957). Незадолго до смерти его пригласил сниматься Н. Джуисон, и в известном фильме «Правосудие для всех» (1979) Левин играл вместе с Аль Пачино.

Евгения Леонтович (1900–1993)

Родилась в Москве, училась в Студии Художественного театра. Драматическая актриса. Во время Гражданской войны играла в Харькове.
Актер Леонид Кинский в одном из интервью говорил об этой актрисе как о главном украшении труппы Н. Ф. Балиева периода эмиграции и объяснял распад этого театра уходом из него Евгении Леонтович.

В США и Англии актриса продолжала выступать на сцене (в том числе на Бродвее) и снималась в кино. Публика запомнила Е. Леонтович в спектаклях «Гранд-Отель» (по роману Викки Баум, 1930), «XX век» (по сценарию Б. Хекста и Ч. Макартура), «Анастасия» (1954), «Очи черные» (по собственному сценарию в соавторстве с Еленой Мирамовой, 1943). В 1936 году Леонтович сыграла египетскую царицу в поставленном в Лондоне Ф. Комиссаржевским спектакле «Антоний и Клеопатра».

Е. Леонтович пришла в Голливуд в 1940 году. Снималась в таких картинах как «Четыре сына» (1940), «Мужчины в ее жизни» (1941), «Все может случиться» (1952), «Мир в его руках» (1952) «Дожди Ранчипура» (1955). Леонтович была приглашена Уильямом Каслом играть в ставшем очень популярным триллере «Со склонностью к убийству» (1961). Е. Леонтович преподавала мастерство актера в Нью-Йорке и Калифорнии.

Анатоль Литвак / Литвак Анатолий Михайлович (1902–1974)

Продюсер, режиссер, писатель. Родился в Киеве, слушал лекции по философии в Петроградском университете, с 1923 года работал в кино ассистентом режиссера, художником-постановщиком и сценаристом.

В 1923–1924 годах Литвак снял картины «Татьяна» и «Сердца и доллары». В 1925 году он покинул СССР. В Германии Литвак был монтажером фильма Георга Вильгельма Пабста «Безрадостный переулок» (1925) и ассистентом режиссера на многих картинах. В 1930 стал режиссером студии немецкой студии UFA и снял свой первый на Западе фильм «Долли делает карьеру».

После успеха фильма «Майерлинг» (1936) он был приглашен в Голливуд, и в течение многих лет на ведущих американских студиях снимал фильмы, среди которых «Сестры» (1938), «Долгая ночь» (1947), «Глубокое синее море» (1955), «Анастасия» (1956), «Путешествие» (1959) и многие другие известные картины. В Голливуде у Анатоля Литвака работали такие актеры как Хэмфри Богарт, Бет Дэвис, Берт Ланкастер, Вивьен Ли, Юл Бриннер. В титрах его европейских картин шестидесятых годов – имена Ива Монтана и Софи Лорен. Режиссер редкого жанрового диапазона, Литвак был одинаково интересен и убедителен в документальном проекте «Почему мы воюем?», созданном в годы Второй мировой войны, виртуозном триллере «Извините, вы ошиблись номером» (1948) или экранизации изящной прозы Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?» (1961). Член жюри Каннского фестиваля 1955 года. Дважды номинировался на премию «Оскар». Его звезда есть на голливудской Аллее Славы.

Алла Назимова / Левентон Мириам Эдес Аделаида (1879–1945)

Актриса, продюсер и сценарист. Родилась в Ялте, в семье зажиточного еврейского аптекаря. Училась в Одесском Филармоническом училище и студии МХТ. С успехом гастролировала в Европе и США в 1904–1905 годах вместе с легендарным русским актером Павлом Орленевым. В течение многих лет играла на подмостках Бродвея, параллельно снимаясь в кинокартинах ведущих американских студий, в частности, в фильмах «Чудесное явление» (1918), «Игрушки судьбы» (1918), «Красный фонарь» (1919), «Из тумана» (1919), «Кукольный дом» (1922), «Саломея» (1923). Среди поклонников Аллы Назимовой были великие американские драматурги Теннесси Уильямс и Юджин О' Нил. Актриса была удостоена звезды на голливудской Аллее Славы.

Ольга Олонова

Актриса. Снималась в немом фильме «Тайна красного пятна» (США, 1916).

Грегори Ратофф / Григорий Ратов (1897–1960)

Продюсер, актер, режиссер. Родился и учился в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны служил в царской армии. После революции эмигрировал во Францию. В Париже участвовал в «Revue Russe», где познакомился со своей будущей женой, актрисой Евгенией Леонтович, и уехал с ней в США (Леонтович снималась у мужа, в частности, в фильме 1941 года «Мужчины в её жизни»).

Начав в Голливуде со второстепенных ролей в 1932 году, Ратов добился большего успеха как режиссер и продюсер. Среди его фильмов – «Интермеццо» (1939) с Ингрид Бергман в главной роли, «Песнь о России» (1943), «Черная магия» (1947), «Оскар Уайльд» (1960).

Леонид Кинский в одном из интервью, быть может, не вполне справедливо говорил о Ратове, как об «очень талантливом менеджере, но не очень хорошем актере и режиссере». Во всяком случае, то, что Ратов обладал первым из упомянутых талантов, не подлежит сомнению. В 1954 году проницательный Ратов купил права на экранизацию романа Йена Флемминга «Казино Рояль» за довольно скромную сумму в 6 000 $. Всего лишь через шесть лет, уже после смерти продюсера в 1960 году, его вдова уступила эти права Чарльзу К. Фелдману за 75 000 $. Звезда Григория Ратова есть на голливудской Аллее Славы.

Владимир Соколофф / Соколов Владимир Николаевич (1889–1962)

Родился в Москве. Учился в Московском университете. Актёр и ассистент режиссёра в МХТ. В 1923 году эмигрировал из России в Германию. Свою первую роль на Западе сыграл в немом фильме «Приключения банкноты в десять марок» (1926). В дальнейшем Соколова приглашали в свои картины такие крупные мастера, как Георг Вильгельм Пабст («Любовь Жанны Ней», 1927; «Трёхгрошовая опера», 1931), Абель Ганс («Наполеон», 1927) и Жан Ренуар, снимавший во Франции версию пьесы М. Горького «На дне» (1936). Играл он и у Анатоля Литвака в фильме «Майерлинг» (1936). В 1937 году Соколов уехал в США, где снимался чрезвычайно много, но, в основном, в ролях второго плана. В его обширной фильмографии – «Жизнь Эмиля Золя» (1937), «По ком звонит колокол» (1943), «Песнь о России» (1943), «Великолепная семёрка» (1960) и многочисленные работы на телевидении.

Аким Тамиров (1899–1972)

Родился в Тифлисе (по другим данным – в Баку). Актер МХТ, ученик К. С. Станиславского. В 1923 году уехал на гастроли с театром в Нью-Йорк и остался в США. Творческая история Тамирова на Западе воспринимается сейчас как воплощение понятия «Русский Голливуд». Довольно поздно придя в кинематограф – в 1932 году, Тамиров через год был приглашен Рубеном Мамуляном сниматься вместе с Гретой Гарбо в фильме «Королева Кристина».

Без Тамирова, его разных, часто не самых больших ролей невозможно представить фильмы наших эмигрантов и американских режиссеров о России, такие как «Анастасия» (реж. А. Литвак, 1956) или «Екатерина Великая» (реж. Г. Флеминг, 1968). С Тамировым работали Витторио Де Сика, Жюль Дассен, Билли Уайлдер, Питер Устинов, Клод Шаброль.

Тамиров сыграл в четырех фильмах Орсона Уэллса: «Мистер Аркадин» (1955), «Прикосновение зла» (1957), «Процесс» (1962), а также в незавершенной картине «Дон Кихот Орсона Уэллса» (1955). В 1965-м Тамиров играл у Жана-Люка Годара в фильме «Альфавиль». Аким Тамиров дважды номинировался на премию «Оскар» как исполнитель роли второго плана за фильмы «Смерть на рассвете» (1936) и «По ком звонит колокол» (1943). Среди актрис, рядом с которыми трудился на съемочной площадке Тамиров – И. Бергман, М. Витти, Г. Гарбо, М. Дитрих, Д. Дурбин, О. Хёпберн, Р. Шнайдер.

Анна Стен (1908–1993)

Родилась в Киеве. Играла в известной картине Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927), в фильмах Я. Протазанова, Е. Червякова, Ф. Оцепа, Л. Оболенского. В фильме Протазанова «Белый орел» (1928) ее партнерами были В. Качалов и В. Мейерхольд. В 1928-м уехала сниматься в Германию и в Россию уже не вернулась. В 1931 году на экраны вышел немецкий фильм «Убийца Дмитрий Карамазов», поставленный первым мужем актрисы режиссером Федором Оцепом, в котором Стен исполнила роль Грушеньки.

В начале 1930-х годов подписала контракт в Голливуде. Продюсер Сэмюэл Голдвин, создававший первые американские фильмы, в которых появились Грета Гарбо и Марлен Дитрих, восхищался Анной Стен: «Это настоящая звезда. У нее есть все. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни».

Стен сыграла главные роли в нескольких фильмах, которые Голдвин продюсировал, – «Нана» (реж. Дороти Арцнер, по роману Э. Золя, 1934), «Мы снова живем" (реж. Рубен Мамулян, по мотивам романа Л. Н. Толстого «Воскресение», 1934) и «Свадебная ночь» (реж. Кинг Видор, 1935). Анна Стен профессионально занималась живописью. В кино актриса снималась до 1962 года.

Тамара / Дразина Тамара (1910–1943)

Уроженка Сорочинцев, Украина. Училась в начальной школе и колледже Хантера в Нью-Йорке. После своего участия в ревю «Ньюйоркцы» (1927) выступала во многих русских ресторанах на Манхеттене. Также играла небольшие роли в бродвейских спектаклях «Американа» и «Свободно для всех». Подлинный театральный успех пришел к ней после премьеры мюзикла Д. Керна «Роберта» в 1933 году, а кинематографический – после его экранизации, осуществленной двумя годами позже. Актриса погибла в авиакатастрофе рядом с Лиссабоном в марте 1943 года. Прощальную речь на многолюдных похоронах актрисы произнес известный американский характерный актер Лютер Эдлер.

Тамара Туманова / Борецкая-Хазидович Тамара Владимировна (1919–1996)

Балерина, киноактриса. Ученица Ольги Преображенской. С 1932 года солистка «Русского балета Монте-Карло». Из-за редкой красоты ее называли «черной жемчужиной». Выступала во многих труппах, исполняла главные партии в балетах Мясина, Баланчина, Лифаря. С 1939 года жила в США. В 1943-м начала карьеру киноактрисы, продолжая выступать в балетных спектаклях. В 1956-м сыграла в фильме «Приглашение к танцу» (реж. Дж. Келли, приз Берлинского фестиваля 1956 года). В 1966 году снималась у Альфреда Хичкока в фильме «Разорванный занавес». Тамару Туманову фотографировали такие выдающиеся мастера, как Хорст П. Хорст и Мен Рэй.

Мария Успенская (1876–1949)

Актриса МХТ. Получила образование в Варшавской консерватории и московской Драматической школе Адашева. Ученица Первой Студии Художественного театра. В России снималась в немых фильмах, в частности, «Сверчок на печи» (1915), «Ничтожные» (1916), «Цветы запоздалые» (1917). В 1922 году оказавшись с труппой Художественного театра на гастролях в США, осталась там навсегда. Играла возрастные роли в многочисленных бродвейских постановках. В 1929-м открыла собственную школу актерского мастерства.

Среди заметных работ актрисы в Голливуде – роли в фильмах «Любовный роман» (1939), «Мост Ватерлоо» (1940), «Человек-волк» (1941). Успенская дважды номинировалась на премию «Оскар» – в 1936 году за роль в фильме «Дадсворт» и в 1939-м – фильм «Любовный роман». В 1946 году «Оскар» был присужден её ученице – актрисе Энн Бакстер.

Питер Устинов / Устинов Питер Александр сэр (1921–2004)

Родился в Лондоне в 1921 году. Дед Устинова был офицером русской армии. Отец актера – журналист Иона фон Устинов, мать – театральная художница Надежда Леонтьевна Бенуа. Родители Питера Устинова познакомились и обвенчались в 1920 году в Петрограде. Питер Устинов получил образование в Вестминстерской школе, учился актерскому мастерству в Лондоне. В 17 лет дебютировал на профессиональной сцене в спектакле «Леший» по А. П. Чехову. Актерская судьба Устинова не только в театре, но и в кино была победоносной. Он является обладателем премий «Оскар» за роли в фильмах: «Камо грядеши» (1951), «Спартак» (1960), «Топкапи» (1964), а также трех «Эмми» (1957, 1966, 1970) и премии «Грэмми». Устинов, по мнению Агаты Кристи, был лучшим в мире исполнителем роли Эркюля Пуаро и играл эту роль в различных кино- и телевизионных проектах в 1970-х —1980-х годах.

Успех сопутствовал и режиссерским работам Устинова в кино, из которых самыми заметными были фильмы по собственным пьесам «Романов и Джульетта» (1961), «Билли Бадд» (1962).

В театре Устинову удавалось одновременно быть автором, продюсером, режиссером и исполнителем собственных произведений, таких как «Любовь четырех полковников» (1951), «Неизвестный солдат и его жена» (1967) и многих других пьес.

Питер Устинов является автором романов «Проигравший» (1961), «Крамнэгел» (1971), «Старик и миссис Смит» (1991) и «Мсье Рене» (1999), исторического исследования «Моя Россия» (1983), а также ряда автобиографических произведений и сборников рассказов. Всемирно известный оперный режиссер, Питер Устинов в 1997 году поставил в Большом театре «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева. «Куда больше, чем в Швейцарии, я чувствую себя дома в России», — сказал Питер Устинов после нескольких месяцев репетиций в Москве. В 1975 году он стал кавалером Ордена Британской империи, в 1990 году был возведен в рыцарское достоинство.

Людмила Черина / Чемерзин Моник (1924–2004)

Балерина, скульптор, художник, писатель, актриса кино. Ее корни – черкесский аристократический род Шамырзэ. Отец – князь Чемерзин, полковник царской армии, эмигрировавший после революции в Париж. Мать черкесской принцессы – француженка Стефани Финетт. Среди педагогов Чериной была замечательная русская балерина Ольга Преображенская. С первой сольной программой Черина выступила в 1939 году, а в 1942 году танцевала партию Джульетты в балете Сержа Лифаря. Людмила Черина была прима-балериной самых знаменитых трупп, включая «Новый Русский балет Монте-Карло», «Гранд-опера», труппу Мориса Бежара. В 1967 году вышла книга Бежара «Людмила Черина – трагическая танцовщица». Кратко перечислить партии, в которых блистала Черина, невозможно, но, наверное, следует вспомнить ее Жизель, вызвавшую восторг московской публики в 1958 году в Большом театре. Гастролируя в СССР, Черина выступала также на сцене Кировского театра в Ленинграде. После трагической гибели мужа в автокатастрофе в 1950 году, Черина в течение нескольких лет не выходила на балетную сцену, но много занималась живописью и продолжала сниматься в кино.

Фильмография актрисы Людмилы Чериной весьма обширна. После того, как режиссер Кристиан Жак пригласил ее играть в фильме «Привидение» (1946), она снималась во многих заметных лентах. В фильме-балете «Красные туфли» (1948) ее партнером был знаменитый русский танцовщик и хореограф Леонид Мясин. Среди других известных лент Чериной – «Вот она, красавица» (1950), «Клара из Монтаржи» (1951), «Сказки Гофмана» (1951), «Парсифаль» (1951), «Спартак» (1952), «Любовники из Теруэля» (1959), «Саломея» (1971), «Дама с камелиями» (1972). Людмилой Чериной написаны два романа, один из которых – «Любовь в зеркале», стал в 1983 году бестселлером. Черина была удостоена высших государственных наград Франции – ордена Почетного легиона, ордена Академической Пальмы, ордена искусств и литературы.

В своей речи, произнесенной после кончины Людмилы Чериной, премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен назвал ее «ключевой фигурой французского искусства ХХ века». Символично, что надгробие этой выдающейся женщины на Монмартрском кладбище представляет собой уменьшенный вариант скульптуры «Сердце Европы», созданной Людмилой Чериной. Оригинал скульптуры установлен в Страсбурге у Европейского парламента и является официальным символом Евросоюза.

Михаил Чехов (1891–1955)

Родился в Петербурге в семье Александра Павловича Чехова – родного брата гениального русского писателя. В 1907 году поступил в Театральную школу им. А. С. Суворина. В 1912 году был принят в МХТ. В этот же период Чехов начинает сотрудничество с Е. Вахтанговым и Л. Сулержицким. В 1913 году на экраны вышел его первый кинофильм «Трехсотлетие царствования дома Романовых», где он сыграл Михаила Федоровича Романова. С 1922 года Чехов возглавляет Первую Студию МХТ. В 1927 году на экраны вышел фильм режиссера Я. Протазанова «Человек из ресторана», в котором Чехов исполнил свою самую интересную роль в русском немом кинематографе. В 1928 году в России была издана книга Чехова «Путь актера». В том же году, выехав в Германию, Чехов подписал контракт с выдающимся немецким режиссером М. Рейнхардтом, и в ноябре 1928 в Вене состоялась премьера его первого спектакля на Западе. Одновременно Чехов снимался в немецких фильмах. В 1930 году Чехов уехал в Париж, где при поддержке С. Рахманинова, М. Рейнхардта и других известных европейских деятелей культуры был создан «Театр Чехова».

В 1935 году «Театр Чехова» гастролировал в Нью-Йорке, но первое предложение остаться в Америке Чехов отклонил, уехав в Англию и организовав там свою студию. События Второй мировой войны подтолкнули Чехова к отъезду в США. С начала 1939 года студия Чехова находится в Риджфилде, недалеко от Нью-Йорка. В 1943 году на экраны вышли фильмы с участием Чехова «Песнь о России», «В наше время». В 1945 году состоялась премьера фильма А. Хичкока «Завороженный», в котором Чехов сыграл свою лучшую роль в Голливуде, за которую был номинирован на премию «Оскар». В 1952 году была опубликована на английском языке его книга «О технике актера». Работа Михаила Чехова в Голливуде далеко не всегда отвечала его подлинным творческим интересам. Он признавался в письмах и беседах с друзьями, что отказался бы от многих ролей, если бы не необходимость зарабатывать деньги. Чехов остался в истории Голливуда и как замечательный актер и как блестящий педагог. У него учились М. Монро, Ю. Бриннер, И. Бергман, Г. Купер, Г. Пек, Э. Куин, П. Роджерс, не говоря уже о Ли Страсберге – человеке, воспитавшем несколько поколений американских актеров, которыми восхищается мир.