На выставке-презентации первых двух томов Сводного каталога – «Том I» и «Собрание Исторического Музея» – можно ознакомиться как с оригинальным изданием, так и с его электронной версией. Интерактивные приложения и видеоматериалы виртуального музея подробно рассказывают об уникальных произведениях светописи, созданных с помощью самого раннего в истории фотографического процесса, который был изобретен в 1839 году во Франции художником-декоратором Луи Жаком Манде Дагером и на протяжении 1840–1860-х годов совершенствовался и развивался энтузиастами «светописи» во многих странах.

Издание Сводного каталога осуществляется РОСФОТО в рамках программы по сохранению отечественного фотонаследия. В начале подготовки каталога основной задачей специалистов было выявление и сбор информации о сохранившихся уникальных памятниках ранней фотографии в России. Но при систематизации материалов, полученных от коллег, стало понятно, что во многих случаях предметы нуждаются в дополнительном изучении – тщательной проверке датировок, установлении авторства и уточнении атрибуции. Далеко не все необходимые сведения о дагеротипах известны сегодня хранителям – этот материал, в отличие от живописных или графических произведений, еще мало оснащен научным инструментарием. Отсутствие полномасштабной и разнообразной литературы по истории фотографии 1840–1860-х годов, справочников о мастерах-дагеротипистах, как русских, так и работавших в России, часто затрудняет атрибуцию и датировку снимков. Этому же препятствуют и проблемы сохранности дагеротипов, связанные с дефектами химического свойства и физическими утратами.

В состав редколлегии каталога вошли сотрудники РОСФОТО и приглашённые специалисты – историки, искусствоведы и архивисты. Основными авторами текстов по истории фотографии и атрибуции стали Елена Валентиновна Бархатова (РНБ) и Татьяна Григорьевна Сабурова (ГИМ). Без их участия, знаний и опыта этот проект невозможно было бы осуществить.

1
1
3
3
4
4
5
5
Письмо домой_Дагеротип в России_21
Письмо домой_Дагеротип в России_21
Письмо домой_Дагеротип в России_22-2
Письмо домой_Дагеротип в России_22-2

В первом томе Сводного каталога представлены коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Российской Национальной Библиотеки (Санкт-Петербург), Государственного музея Л. Н. Толстого (Москва), Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“» (Тульская область, Ясная Поляна), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва), Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Москва), Национального музея Республики Татарстан, Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ имени Ф. И. Тютчева», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-усадьбы «Архангельское» (Москва).

В томе «Собрание Исторического музея» опубликована самая крупная в России коллекция дагеротипов из собрания Государственного Исторического музея. Здесь представлены портреты выдающихся деятелей XIX столетия – декабриста С. Г. Волконского, писателей И. С. Тургенева и А. И. Герцена, историков Т. Н. Грановского и И. Е. Забелина, славянофила А. С. Хомякова. В настоящее издание включены новые сведения, полученные в ходе продолжающихся научных исследований и реставрационных работ.

Продолжая работу над выявлением памятников ранней фотографии в государственных фондах Российской Федерации, составители каталога «Дагеротип в России» надеются опубликовать весь корпус существующих на сегодняшний день уникальных «металлических снимков», не только спасая их от забвения и «угасания», но и давая импульс к дальнейшему углубленному изучению этого бесценного наследия отечественной истории и культуры.