28 марта 1881 г. Александр III из предложенного ему списка имен для строительства новых кораблей выбрал для полуброненосного фрегата Балтийского завода название “Владимир Мономах”, а для однотипного фрегата Нового Адмиралтейства — “Дмитрий Донской”. Церемония официальной закладки “Дмитрия Донского” и “Владимира Мономаха” состоялась на обоих заводах в один день, 9 мая 1881 г., когда на левом и правом берегу Невы в присутствии генерал- адмирала великого князя Константина Николаевича, управляющего Морским министерством вице-адмирала А.А. Пещурова и других высших чинов флота на 43-й шпангоут обоих полуброненосных фрегатов была закреплена “серебряная закладная дощечка”.
Кронштадтская достройка “Дмитрия Донского” продолжалась два года. С мая 1885 г. на крейсере началась приемка и испытания технических средств, испытания артиллерийского вооружения, минного оружия и соответственные переделки и исправления. На все это накладывалась подготовка к визиту на “Дмитрий Донской” императора Александра III и заграничному плаванию» . (Александр Александрович Аллилуев. Полуброненосные фрегаты типа “Дмитрий Донской”. 1881–1905. – АНО «ИСТФЛОТ»: Самара, 2006)
«Дмитрий Донской» – первый российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах» КП) назван в честь великого князя владимирского Дмитрия I Ива́новича. Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошел осенью 1885 года. В том же году был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.
В 1887 году вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.
В мае 1889 года вернулся в Кронштадт. По возвращении тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. Главной проблемой было усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только сталь но, но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.
21 сентября 1891 года переоснащенный крейсер вышел в Средиземное море, где возглавил отряд из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». В марте 1892 г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» прошёл Мраморным морем в Константинополь и далее в Черное море. Поступив в распоряжение великого князя Георгия Александровича, «Донской» доставил его в Пирей и продолжил плавание на Дальний Восток.
С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Дмитрий Донской» принимал визиты иностранных кораблей.
В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.
16 марта 1893 «Дмитрий Донской» отправился в плавание. Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришёл прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев.
В сентябре 1893 крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив её на патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).
29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.
14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошёл в новый владивостокский сухой док а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших манёврах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».
12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия. В 1903 году крейсеры «Донской» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошёл в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедших в Японию, но получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.
Цусимское сражение
В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественского и, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста.
В один из моментов боя «Донской» и «Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и починившаяся «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошёл во Владивосток.
Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. У о. Дажелет в Японском море он остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова» и «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену), и к утру крейсер затонул, не спустив флага.
Этот проект мы посвящаем большому другу Росфото Константину Петровичу Губеру (01.01.1960-07.02.2016), неоднократно помогавшему нам в атрибуции морских коллекций. Многие не опознанные ранее сюжеты и персоналии были «расшифрованы и уточнены» благодаря терпению и старанию Константина Петровича.
Выпускник Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена, Константин Петрович в 1985 году связал свою жизнь Центральным военно-морским музеем и проработал в нем более тридцати лет. Начав с должности художника-оформителя, с 1986 по 1993 год заведовал фотолабораторией музея и тесно сотрудничал с фотонегативным фондом. В течение восьми лет К.П. Губер возглавлял отдел фондов музея, будучи его начальником. С 2001 года исполнял должность главного художника ЦВММ с 2009 года – был хранителем крупнейшей в стране коллекции фотодокументов по морской истории. Автор ряда научных статей в альманахах «Морская фотография», «Фотография. Изображение. Документ» и др.
Любительская фотография в России в 1880-е годы получила бурное развитие. С середины 80-х г.г. XIX века заграничные походы русской военно-морской эскадры стали подробно запечетлеваться моряками-фотографами. Маршруты кораблей нередко пересекались, а во время стоянок в портах моряки часто обменивались фотоотпечатками или покупали понравившиеся снимки в фотоателье. В данном альбоме фотографии Н.Н. Апостоли, плававшем в то время на крейсере "Наездник", соседствуют со снимками его кузена, начинающего фотографа Алексея Бутакова. Часть снимков в альбоме принадлежит известному фотографу Ипполиту Арну, работавшему в то время в Порт-Саиде. Встречаются фотографии и других авторов, сделанные в то же время, но не атрибутированные на данный момент.
kp082_083.jpg Николай Николаевич Апостоли (1861—1937) — основатель российской морской фотографии, издатель открыток, фотограф русского флота.
Н. Апостоли впервые примерил на себя роль роль фотографа в декабре 1886 г., приобретя первую камеру во время стоянки клипера “Наездник” в Рио-де Жанейро. Именно ко времени кругосветного плавания на “Наезднике” (1886 - 89 г.г.) относятся самые известные его фотографии: фотографии большей части кораблей российского флота конца ХIX — начала ХХ веков (в том числе подводная и стереосъемка). Менее известны работы Н. Апостоли 1890-х годов: снимки на тему морского быта, фоторепортаж посвященный торжествам по случаю открытия Колумбом Америки и по случаю ввода в эксплуатацию Кильского канала. После 1917 года руководил фотолабораторией политуправления Балтийского флота, заведовал фототехнической лабораторией Музея истории Ленинграда, преподавал фотодело в ВВМУ им. М. В. Фрунзе.
С 1930 года находился в отставке. Умер после тяжелой болезни в Ленинграде в 1937 году.
Награжден орденами Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени (за 25 лет службы в офицерских Чинах). Автор книг: «Руководство к изучению практической фотографии для морских офицеров и туристов» (1893), «Популярное руководство по фотографии для начинающих» (1915).
Изобретения: разрабатывал двухобъективные камеры, камеру с телеобъективом, и аппарат для подводной съемки
Ипполит Арну - французский фотограф и издатель. В 1860-х годах работал в Египте (имел собственное фотоателье в Порт-Саиде). Им были сфотографированы памятники в Каире, египетские древности, но основная деятельность Арну как фотографа была посвящена этапам строительства Суэцкого канала и его функционированию, по итогам этой работы был выпущен отдельный альбом (Album du Canal de Suez. Port-Saïd).
Ипполитом Арну создано множество пленэрных жанровых сцен, а так же этнографических студийных портретов, в основном девушек. В конце 1860-х годов Арну был партнером Антонио Беато.