Борис Смелов: Петербургский натюрморт

Борис Смелов — один из наиболее ярких представителей советского андеграунда, основоположник неофициальной советской фотографии 1970—1980-х годов. Он работал практически во всех жанрах фотографии — портрете, репортаже, натюрморте, пейзаже. В экспозицию включены натюрморты автора, созданные в 1970—1990-е годы.

97097
97097
Борис Смелов. Натюрморт с перьями. Сумерки. 1994
kp029_072_3727
kp029_072_3727
Борис Смелов, Натюрморт. 1970-е
6775
6775
Борис Смелов. Натюрморт с графином, украшенным двуглавым орлом, 1974
kp029_077_3732
kp029_077_3732
Борис Смелов. Натюрморт с апельсиновой кожурой, грибами и ножом для масла

Ленинград–Петербург был главной темой, пронизывающей все творчество Бориса Смелова. С именем фотографа связано создание нового жанра — «петербургский натюрморт». Используя при постановке натюрмортов предметы старинного петербургского быта, Смелов создавал работы, проникнутые глубокой ностальгией по прошлому. Это настроение особенно характерно для его ранних работ 1970-х годов. Натюрморты мастера, сравнимые с живописными полотнами, ранее неоднократно экспонировались как на квартирных выставках, так и в крупных музеях мира. Работы Бориса Смелова хранятся во многих частных и государственных собраниях России, США, Франции, Швеции, Италии, Великобритании, Германии и Австрии.

Собственный взгляд. Игорь Гаврилов

Выставка объединяет сто фотографий, созданных мастером в разные периоды творческой деятельности: от снимка 1968 года, сделанного в лагере «Артек», до фотографии Сицилии 2012 года. Наряду с оригинальными авторскими фотоотпечатками 1970-х — начала 1990-х годов, в экспозицию вошли поздние фотографии, выполненные в цифровой технике. Экспозиция является лицом времени, отражающим разные стороны эпохи девяностых годов.

1_-1-1-587x848
1_-1-1-587x848
Игорь Гаврилов. Американские студенты в Москве
2_-1-1
2_-1-1
Игорь Гаврилов. Москва. Манежная площадь. 1990-е
3_-1-1
3_-1-1
Игорь Гаврилов. Завтра курсовой показ
4_-1-1
4_-1-1
Игорь Гаврилов. Фермерский рынок в Волгограде
5_-1-1
5_-1-1
Игорь Гаврилов. Штрафной изолятор в колонии для пожизненно осужденных

Игорь Гаврилов родился в 1952 году в Москве. Фотографией заинтересовался в школьные годы и вскоре стал победителем международного детского фотоконкурса «Зоркий – Дружба 50». Часть его юношеских фотографий публиковалась в различных периодических изданиях. После окончания школы И. Гаврилов участвовал в конкурсе «Проходной бал», организованном изданием «Журналист». Став лучшим среди четырехсот претендентов, приехавших в Москву со всех концов СССР, получает право поступить на факультет журналистики МГУ без экзаменов. Там он проходит обучение в составе первого набора группы профессиональных фотокорреспондентов. В 1975 году, еще студентом, в возрасте двадцати трех лет И. Гаврилов получил удостоверение сотрудника журнала «Огонек». В качестве штатного фотокорреспондента побывал во многих регионах СССР и всегда стремился правдиво отразить жизнь советских людей.

После ухода из «Огонька» в 1990 году и трехлетнего сотрудничества с Time, Игорь Гаврилов снимает для газеты «Совершенно секретно», журналов «Обозреватель» и «Итоги», его репортажи публикуют такие зарубежные издания, как Independent, Guardian, Paris Match, Le Monde, Stern, Der Spiegel, Bild. С 1999 по 2008 год фотограф работает в немецком журнале Focus, в своих репортажах рассказывая миру о жизни современной России.

Чукотка. Фотографии Константина Лемешева

В выставку включены фотографии, созданные Константином Лемешевым, выдающимся автором, приобретшим известность далеко за пределами России, за последние пятнадцать лет.

chukotka_21
chukotka_21
Константин Лемешев. Чукотка
chukotka_20
chukotka_20
Константин Лемешев. Чукотка
chukotka_22
chukotka_22
Константин Лемешев. Чукотка
chukotka_23
chukotka_23
Константин Лемешев. Чукотка
chukotka_24
chukotka_24
Константин Лемешев. Чукотка

Константин Лемешев родился в 1964 году в городе Хабаровск. После службы в армии приехал на Чукотку в поселок Эгвекинот, где начал активно фотографировать, увлекшись идеей «отразить и сохранить неповторимую особенность чукотского края и его обитателей». Последующие тридцать лет были посвящены воплощению этой идеи в жизнь средствами фотографии. За это время Константин Лемешев прошел путь от фотолюбителя до профессионального фотокорреспондента. Авторское становление Константина Лемешева началось в фотоклубе Эгвекинота «Берингия». В 1990-х годах Лемешев работал в эгвекинотской газете «Залив Креста», с 2002-го фотокорреспондентом окружной газеты «Крайний Север», сотрудничал с журналом National Geographic.

Владимир Воробьев. Подлинные фотографии. Новокузнецк, 1970—1990-е

Фотографии показывают повседневную жизнь Новокузнецка и рабочие будни Кузнецкого металлургического комбината, отражая социальный и культурный контекст того времени.

10
10
Владимир Воробьев. Актовый зал в детском доме №5. Ул. Спартака, Новокузнецк, 1980
9
9
Владимир Воробьев. Начальник партии научно-технической информации «Запсибгеология». Новокузнецк, 1985
8
8
Владимир Воробьев. Праздник «Масленицы» в шахтерском районе Новокузнецка. 10 мая 1984
7
7
Владимир Воробьев. Цветочница на цветочном рынке. Проспект Энтузиастов, Новокузнецк, 1982
6
6
Владимир Воробьев. Отдыхающие вальцовщики. Новокузнецк, 1980
5
5
Владимир Воробьев. День города. Группа охраны общественных мероприятий на стадионе «Металлург». Новокузнецк, 1983
3
3
Владимир Воробьев. Джоконда на профессиональном конкурсе буровиков. Пос. Еюнь. Новокузнецкий район, 26 мая 1983
2
2
Владимир Воробьев. Чиновник в детском саду. Пос. Тисуль, Кузбасс, 1985
1
1
Владимир Воробьев. Люковой на площадке. Коксовый цех КМК. Новокузнецк, 1980

В выставку включены бромосеребряные фотографии, напечатанные с авторских негативов другом и соратником Воробьева Владимиром Соколаевым. Первая часть экспозиции относится к периоду работы автора на «КМК-фильм» — группе, ставшей лицом советской эпохи — и повествует о Кузнецком металлургическом комбинате. Вторая часть выставки представляет произведения, созданные Владимиром Воробьевым уже после того, как группа была расформирована. Эти фотографии, не раз публиковавшиеся в международных изданиях, рассказывают о буднях Новокузнецка и жизни людей в эпоху перестройки.

«Петербургские дворы»: Владимир Антощенков

Выставка представляет работы, вошедшие в последний альбом автора с одноименным названием. Фотографии созданы в период с 1974 по 2006 год.

Владимир Антощенков родился в 1933 году. В 1957 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Кандидат архитектуры. Заведующий кафедрой урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. Персональные выставки В. Антощенкова прошли в США, Англии, Германии, Голландии, Финляндии, Индии и России. Среди них — проект в Московском государственном выставочном зале «Манеж» в программе выставки «Архитектура России. Итоги тысячелетия». С 2003 по 2006 год вышли в свет пять фотоальбомов с произведениями Владимира Антощенкова, в том числе «Петербургские дворы».

06
06
Владимир Антощенков. Приглашение к медитации. 1990
08
08
Владимир Антощенков. Тет-а-тет. 2000
07
07
Владимир Антощенков. Динамика модерна. 1989

Критики, называющие Антощенкова архитектором-фотографом, разумно пытаются подчеркнуть равную роль двух этих сфер его творческой деятельности. Речь не только о том, что город, как организм, и именно Петербург, как феномен многообразия архитектурных стилей, являются для автора выставки полем профессиональных интересов в каждом из любимых дел. Своеобразие жеста художника определяет, прежде всего, мера свободы, с которой он отказывается от воспроизведения стандартного перечня петербургских красот, будь то Адмиралтейство или белая ночь на Неве.

Владимир Антощенков увлечен Петербургом как природной, едва ли не архаической формой жизни, что подтверждает название одной из первых и очень известных его работ, посвященных городу — «Ущелье». Само название другой, не раз воспроизведенной в печати работы художника — «Вроде бы дом» предлагает нам задуматься о том, как смотрим и что видим.

С «Лейкой» и ведром. Ретроспективная выставка Бориса Михалевкина

Борис Михалёвкин (р. 1930) — член Союза фотохудожников и Союза художников России, обладатель многочисленных наград на профессиональных конкурсах и призер ряда конкурсов фотографии, стипендиат Министерства культуры России (1995).

Работы Бориса Михалёвкина экспонировались на 27 персональных выставках. Они находятся в Музее Ватикана, Музее изящных искусств (Нью-Мексико, США), Музее частных коллекций (Москва), Музее фотографии (Бьевр, Франция) и во многих других музеях и собраниях Франции, США, Литвы, России, включая коллекцию Нортона и Нэнси Додж — самое крупное собрание советского неофициального искусства.

102
102
Борис Михалёвкин. Строптивица. 1965
101
101
Борис Михалёвкин. После юбилея родителей. 1990
103
103
Борис Михалёвкин. Каникулы. 1981

Понимание природы искусства фотографии как пространства диалога между жизнью и автором, абсолютное доверие к черно-белому изображению характеризуют творчество художника. Борис Михалёвкин обладает уникальным даром увидеть и выразить гармонию «куска жизни», повседневности. Его работы отличает непосредственность чувства и изощренность продуманной композиции.

Фотографии Михалёвкина, по известному определению, есть «мгновения жизненного потока», увиденные взглядом большого мастера — внимательным, восхищенным и, вместе с тем, ироничным.

Париж. Демисезон: Александр Китаев

Поездку в Париж, состоявшуюся осенью 2006 года, Александр Китаев назвал «небольшой моделью смерти»: «Я покинул привычное и любимое пространство Петербурга и переселился в иное, новое и незнакомое».

Известный петербургский фотограф, историк фотографии и куратор был приглашен в Cité Internationale des Arts — «Дом на набережной», как его называют. В письме из Парижа Китаев писал: «За окном не прекращается проливной дождь, и я не могу достойно исполнить свою миссию фотографа-пейзажиста <…> Сделал один кадр. Ну, вру — два, если не считать дублей. Рядом со мной и в то же мгновение сделаны тысячи <…> Все снято, все знакомо. Хочу просто любоваться видом и наслаждаться атмосферой <…> Если уж в Петербурге на каждой точке у памятника архитектуры пробиты в асфальте лунки от штатива, то что же говорить о Париже! Ведь здесь, на родине Дагера, все и началось».

Окруженный вавилонским смешением языков артистического населения в «Доме на набережной» Сены, Китаев посвятил основное время сочинению текста о Борисе Смелове и воспоминаниям о том, что было пережито на берегах Невы. Снимки, вошедшие в серию о французской столице, были сделаны на исходе пребывания в ней.

5-2
5-2
Александр Китаев. В саду Тюильри. 2006
4-3
4-3
Александр Китаев. Место встреч. 2006
030
030
Александр Китаев. Зазывалы. 2006
020
020
Александр Китаев. Арка Эйфелевой башни. 2006

Взгляд Александра Китаева классичен и достаточно строг. Историк фотографии, обращающийся в своем творчестве к традициям петербургской школы, в снимках, представленных на экспозиции, продолжает развитие визуального языка старых мастеров. «Задача художника — локализовать пространство. Сжимать его до своего собственного, либо подчинять его себе целиком. Подчинять устал! — писал А. Китаев осенью 2006-го, — Но и банальным быть тоже не хочется!»

Пожалуй, в словах фотографа о том, что он едет в Париж «не снимать, а писать», была доля лукавства. Имея огромный опыт восприятия и художественного осмысления Петербурга и его семиотической насыщенности, он дал себе время привыкнуть к ритмам, настроениям и особенностям нового героя, скрытым за фасадом первичной знаковости.

Фотографии 1961 — 2007: Вадим Егоровский

Имя петербургского фотографа Вадима Егоровского становится известным широкой публике в начале 1990-х годов. К этому времени он уже прошел большой путь в фотографии. Егоровский начинает снимать еще в старших классах школы, а в 1962 году оканчивает курсы рабочих фотокорреспондентов. В 1967 году Егоровский становится членом легендарного ленинградского фотоклуба «ВДК», позднее участвует в создании документальных фильмов на студии «Леннаучфильм», сотрудничает с журналами, работает фотографом в инспекции по охране памятников.

В рамках выставки представлены фотографии, созданные Вадимом Егоровским в период с 1961 по 2007 год. Зрители смогут увидеть как авторские оригиналы из музейного собрания РОСФОТО, так и современные цифровые отпечатки. Творчество Вадима Егоровского целиком посвящено Петербургу, в том свойственном для петербургской фотографии аспекте передачи красоты как парадного, так и «изнаночного», скрытого от посторонних глаз Петербурга. Эта красота давно и прочно завоевала сердца многих петербургских фотографов.

В.М. Шукшин
В.М. Шукшин
Егоровский В.Ф.
1960–1970 гг.
Галактика
Галактика
Егоровский В.Ф.
1960–1970 гг.
Без названия
Без названия
Егоровский В.Ф.
1960–1980 гг.
Без названия
Без названия
Егоровский В.Ф.
1960–1980 гг.
Весенняя улица
Весенняя улица
Егоровский В.Ф.
1960–1980 гг.

Предлагаемая ретроспектива исследует эволюцию автора, в работах которого нашли отражение не только перемены в эстетических взглядах, но социально-политические и культурные изменения, происходившие в России на протяжении последних пятидесяти лет.

В творчестве Вадима Егоровского легко выделяются несколько временных периодов. 1960—1970-е годы запечатлены в этюдах, подчеркивающих неповторимую атмосферу Ленинграда и акцентирующих внимание на не дошедших до сегодняшнего времени фрагментах городского пространства. 1980-е воплощены в портретах известных спортсменов, композиторов, писателей, художников — всех тех, кто определял лицо советской интеллигенции. В свойственной автору тактичной манере начало 90-х отражено как годы тревоги, ожидания и переосмысления истории. С середины последнего десятилетия прошлого века Егоровский концентрируется на документировании памятников архитектуры, фотографируя которые автор удачно находит компромисс между документом и художественным образом, передающим неустойчивую ко времени красоту архитектурного убранства и наслоения, привнесенные современностью. Помимо такой временной дискретности, фотографическим работам Вадима Егоровского присуща и удивительная цельность, определяемая авторским мировосприятием. Это и упомянутая выше способность видеть красоту в, казалось бы, обычных вещах и сюжетах, наиболее ярко раскрывающаяся в портретных образах ленинградских интеллигентов. Всматриваясь в них, видишь не только отдельную личность, но и лицо эпохи, умело выявляемое автором за счет акцентирования на малозначимых, но характерных деталях интерьера, одежды, жеста или позы портретируемого. Это и моменты искреннего интереса автора к своим героям, будь то человек, архитектурный объект или городской пейзаж.

Это и этюдный стиль работы, свойственный Вадиму Егоровскому, позволяющий создавать и погружать зрителя в характерную для автора атмосферу лирического настроения. Нужно отметить, что каждая доля секунды, пережитая художником во время общения с объектами съемки, наполнена не страстной, но тихой любовью к тому, что составляет его жизнь в фотографии.

Вернуться

Последнее изменение 10.04.2017