13 ноября 2018 года мастеру фотографии и первому председателю Союза фотохудожников России Андрею Ивановичу Баскакову могло исполниться 70 лет. Его творческое наследие начали осмыслять только в 2014 году — после его смерти. Выставка, которую можно увидеть в РОСФОТО до 27 мая, демонстрирует петербургскому зрителю 88 лучших авторских работ, выполненных в 1970-х — 1990-х годах. Представляем вашему вниманию текст Юрия Михайловича Батурина об Андрее Баскакове — его друге с самых ранних лет жизни.

Вся жизнь Андрея Ивановича Баскакова прошла в мире фотографии. Сначала он стал замечательным Мастером, а затем — организатором и первым председателем Союза фотохудожников России, который возглавлял почти четверть века. Он отдавал все свое время, чтобы искать таланты, растить молодых фотографов, помогать многим из большого фотосообщества страны. Может быть, поэтому с какого-то времени он перестал выставлять собственные работы. Но оставался непререкаемым авторитетом как эксперт. Его оценки фоторабот были очень точны, часто критичны, но высказаны так, что за критику хотелось благодарить.

Как получается настоящая фотография? Это своего рода игра изображения со временем. Изображение динамично, оно еще не остановлено фотографом. Но вот он поймал момент, нажал затвор и… оставил нам фотографию. Эта игра может принимать разные формы. Когда доминирует время, изображение становится Историей. В художественной фотографии время стягивается в точку в тот момент, когда изображение становится Искусством. Андрей Баскаков любил говорить, что фотография делается не объективом, а головой. Он прав. Люди видят один и тот же фрагмент реальности по-разному, потому что мозг каждого по-своему воспринимает увиденное. Это означает, что пространство восприятия у всех свое. Поэтому и картины, которые сложились в голове, разные. И даже если они пользуются одной и той же фотоаппаратурой, фотографии будут разными.

У фотохудожника картинка в пространстве восприятия не статична, она движется, причем не только вдоль оси времени — она совершает любые возможные потенциальные изменения. Обычный фотограф нажимает на кнопку в произвольный момент. Хороший — чувствует момент, когда изображение приближается к искусству. Фотохудожник, кроме того, только ему известным способом влияет на него. А потом происходит эффект резонанса, когда пространство восприятия зрителя оказывается настроенным на пространство восприятия фотохудожника.

Андрей Баскаков был мастером такой настройки. Особенность его фотографий в том, что он среди многосложной жизни находит нечто простое и понятное и делает изображение этого простого высоким искусством. Не дает оторваться серия «Птичий рынок». А как красивы старческие лица, на которых лежит печать трудной жизни (серия «Старость»)! Главным героем его работ была обычная жизнь. Например, его серия «Сенокос». На фотографиях нет ничего лишнего: человек, копна сена, иногда косы, грабли или вилы. Фотографии разные, но их хочется рассматривать долго — это Искусство. И не стоит думать, что как искусство их воспринимает только сельский житель. В совпадении пространств восприятия есть более глубокая человеческая загадка.

Согласимся с Баскаковым: фотография делается головой. Но надо добавить: фотография делается и душой. Главное человеческое качество Андрея — добродушие. Он даже сердился по-доброму — брови хмурил, голос повышал, а глаза улыбались. Добродушие — от «добрая душа». Его фотографии сделаны не только умной головой, но и доброй душой. Много фотографий сделано в его родных Вербилках. Я узнаю с детства знакомые мне пейзажи и лица людей. Пейзажи и сегодня те же. А люди постепенно уходят. Что делать — Время! Фотография и Время. Люди остались на фотографиях и ушли в Историю. Может быть, поэтому сегодня мне кажется, что я знал Андрея всегда. Первые три года жизни с высоты возраста — пренебрежимо малая величина. А уже в конце 1950-х я помню его только с фотоаппаратом. Иногда он дарил мне авторскую фотографию. Нечасто, примерно раз в десять лет. Они сохранились. Были только памятью о друге, а стали художественной ценностью.

Я очень рад тому, что выставка фотографий Андрея Баскакова открывается в Санкт-Петербурге. Двадцать лет назад мы вместе ходили по питерским улицам, рассматривали афиши и размышляли об особой художественной восприимчивости публики здесь, в городе на Неве. А сейчас я приехал в гости к Андрею, который наконец открыл свои работы для широкого зрителя. Андрей Баскаков, замечательный Мастер и добрая душа, по-доброму рассказывает нам о простых сюжетах обычной уже ушедшей жизни.

Юрий БАТУРИН, председатель Союза фотохудожников России, летчик-космонавт России


Председатель Союза фотохудожников России Юрий Батурин

Последнее изменение 26.04.2018