Крейсер получил свое имя 28 марта 1881 года в честь великого князя владимирского Дмитрия I Ивановича. В тот день император Александр III выбрал из предложенного списка названия для двух полуброненосных фрегатов: «Дмитрий Донской», головной в этой серии двух кораблей, был построен на верфи Нового Адмиралтейства, «Владимир Мономах» — на Балтийском заводе. Церемония официальной закладки фрегатов состоялась последовательно на обоих берегах Невы 9 мая 1881 года. В тот день на 43-е шпангоуты кораблей были закреплены «серебряные закладные дощечки». На церемонии присутствовали высшие чины флота, в том числе генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич и управляющий Морским министерством вице-адмирал А. А. Пещуров.
«Кронштадтская достройка «Дмитрия Донского» продолжалась два года. С мая 1885 г. на крейсере началась приемка и испытания технических средств, испытания артиллерийского вооружения, минного оружия и соответственные переделки и исправления. На все это накладывалась подготовка к визиту на “Дмитрий Донской” императора Александра III и заграничному плаванию». (Александр Александрович Аллилуев. Полуброненосные фрегаты типа “Дмитрий Донской”. 1881–1905. – АНО «ИСТФЛОТ»: Самара, 2006)
«Дмитрий Донской», ставший первым российским океанским броненосным крейсером (полуброненосным фрегатом), был спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошел осенью 1885 года. Вскоре он был отправлен в Средиземное море, где до 1887-го возглавлял особый отряд. Затем крейсер вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.
В мае 1889 года фрегат вернулся в Кронштадт. Там он был переоснащен: вместо деревянного рангоута на корабле установили более легкие стальные трубчатые мачты. Также необходимо было решить проблему усиленного обрастания корпуса, которое затрагивало и стальную броню, и медную обшивку. В качестве временной меры, пока корабль стоял в доке Нагасаки, поверхность брони очистили и покрыли несколькими слоями лака. Уже в Кронштадте было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.
21 сентября 1891 года корабль вышел в плавание и побывал во многих средиземноморских портах. «Дмитрий Донской» встал во главе отряда из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». Весной следующего года отряд расформировали, и «Донской» направился Мраморным морем в Константинополь, а затем вошел в воды Черного моря. В Батуме «Донской» поступил в распоряжение великого князя Георгия Александровича, доставил его в Пирей и продолжил путь на Дальний Восток.
С июля 1892 года крейсер базировался во Владивостоке и стал главной силой тогда немногочисленной Тихоокеанской эскадры. В августе «Донской» принимал визиты иностранных кораблей, подняв флаг младшего флагмана, который ему передал отбывший в Петропавловск «Витязь».
В феврале 1893 года крейсер получил предписание идти в Порт-Саид, где сменился его командир: место капитана 1-го ранга Гессена занял капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. В это время правительство США пригласило русский отряд на международные торжества по случаю 400-летия открытия Америки. «Донскому» предстояло возглавить этот отряд под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова. В команду крейсера вошли великий герцог Мекленбург-Шверинский и великий князь Александр Михайлович в должности вахтенного начальника.
16 марта 1893 года «Дмитрий Донской» снялся с якоря. Сильное течение во время перехода через Гибралтар существенно замедлило корабль. Не надеясь успеть совершить бросок через Атлантический океан под парами, командир «Донского» отдал приказ идти под парусом. Но из-за неудачной картины ветров корабль все же опоздал к месту сбора международной эскадры, куда своевременно прибыли представлявшие русский флот крейсеры «Генерал-Адмирал» и «Рында», и направился прямиком в Нью-Йорк. Там «Донской» принял салют пришедших следом 34 кораблей. «Донской» занял в русском отряде флагманское место, и его офицеры без перерывов принимали и наносили визиты: корабль был окружен толпами американцев.
В сентябре 1893-го крейсер вернулся в Россию. Изношенным машинам требовалась профилактика, также необходимо было заменить котлы. К 1894 году закончился капитальный ремонт крейсера, а в 1895-м была усовершенствована его артиллерия: на «Донском» установили патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).
Пройдя приемные испытания, 29 октября 1895 года «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечалась угроза со стороны Англии.
14 февраля корабли взяли курс на Дальний Восток и 9 апреля прибыли в Нагасаки. На этот раз Тихоокеанская вахта «Донского» затянулась на шесть лет. Седьмого октября 1897 года крейсер стал первым судном, вошедшим в новый сухой док во Владивостоке, а в марте впервые побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году под Порт-Артуром «Донской» участвовал в больших манёврах флота и армии, которые перешли в реальные боевые действия, когда на территории Китая разгорелось народное восстание «Большого кулака».
12 декабря 1901 года «Донской» под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруфа покинул Порт-Артур. Крейсер прибыл в Кронштадт в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина. Там его переоборудовали в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия, обновили малокалиберную артиллерию.
В 1903 году крейсерам «Донской» и «Алмаз» предстояло конвоировать в Порт-Артур отряд миноносцев, но сборы затянулись, и в итоге крейсер вошёл в состав отдельного отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. Руководство Морского министерства затрудняло движение отряда, так что к началу войны «Донской» успел преодолеть только Красное море, и получил приказ вернуться в Россию. Командир крейсера капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский самовольно приступил к перехвату военных грузов, шедших в Японию. Он успел арестовать три парохода, когда получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.
В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественского. Обойдя вместе с эскадрой мыс Доброй Надежды, днём 14 мая 1905 года корабль вступил в бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста.
Когда в ходе боя крейсер «Аврора» лишился управления, «Донской» и «Мономах» прикрыли его своими корпусами, оказавшись под обстрелом японского флота. Открыв ответный огонь, старые русские крейсеры сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Это дало возможность быстроходным «Олегу», «Жемчугу» и починившейся «Авроре» выйти из боя, развив полную скорость. Оставшемуся без поддержки тихоходному «Донскому» удалось избежать атак миноносцев и с наступлением ночи, погасив огни, девятиузловым ходом направиться во Владивосток.
Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» смог ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. Когда крейсер остановился у о. Дажелет в Японском море, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный», его нагнали корабли японского флота. Шесть японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова» и «Ниитака») и 4 миноносца окружили одинокий корабль. «Донской» отказался сдаться и, отстреливаясь на оба борта, сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил критические повреждения. Продолжать путь «Донской» не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров удалось перевезти экипаж и смертельно раненного командира (через несколько дней он скончался в плену), а к утру крейсер затонул, не спустив флага.
Этот проект мы посвящаем большому другу РОСФОТО Константину Петровичу Губеру (01.01.1960-07.02.2016), неоднократно помогавшему нам в атрибуции морских коллекций. Многие не опознанные ранее сюжеты и персоналии были «расшифрованы и уточнены» благодаря терпению и старанию Константина Петровича.
Выпускник Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена, Константин Петрович в 1985 году связал свою жизнь Центральным военно-морским музеем и проработал в нем более тридцати лет. Начав с должности художника-оформителя, с 1986 по 1993 год заведовал фотолабораторией музея и тесно сотрудничал с фотонегативным фондом. В течение восьми лет К.П. Губер возглавлял отдел фондов музея, будучи его начальником. С 2001 года исполнял должность главного художника ЦВММ с 2009 года – был хранителем крупнейшей в стране коллекции фотодокументов по морской истории. Автор ряда научных статей в альманахах «Морская фотография», «Фотография. Изображение. Документ» и др.
Любительская фотография в России 1880-х годов получила бурное развитие. С середины 80-х годов XIX века заграничные походы русской военно-морской эскадры стали подробно запечатлевать на фотографиях. Маршруты кораблей нередко пересекались, а во время стоянок в портах моряки часто обменивались фотоотпечатками или покупали понравившиеся снимки в фотоателье. В данном альбоме фотографии Николая Апостоли, ходившего в то время на крейсере «Наездник», соседствуют со снимками его кузена, начинающего фотографа Алексея Бутакова. Часть снимков из альбома принадлежит известному фотографу Ипполиту Арну, работавшему в то время в Порт-Саиде. Встречаются фотографии и других авторов, сделанные в то же время, но не атрибутированные на данный момент.
kp082_083.jpg Николай Николаевич Апостоли (1861–1937) — основатель российской морской фотографии, издатель открыток, фотограф русского флота.
Н. Апостоли впервые примерил на себя роль фотографа в декабре 1886 года, приобретя первую камеру во время стоянки клипера «Наездник» в Рио-де Жанейро. Именно ко времени кругосветного плавания на «Наезднике» (1886–1889 гг.) относятся самые известные его фотографии: снимки большей части кораблей российского флота конца ХIX — начала ХХ веков (в том числе подводная и стереосъемка). Менее известны работы Н. Апостоли 1890-х годов: снимки на тему морского быта, фоторепортаж, посвященный торжествам по случаю открытия Колумбом Америки и по случаю ввода в эксплуатацию Кильского канала. После 1917 года руководил фотолабораторией политуправления Балтийского флота, заведовал фототехнической лабораторией Музея истории Ленинграда, преподавал фотодело в ВВМУ им. М. В. Фрунзе.
С 1930 года находился в отставке. Умер после тяжелой болезни в Ленинграде в 1937 году.
Награжден орденами Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени (за 25 лет службы в офицерских чинах). Автор книг: «Руководство к изучению практической фотографии для морских офицеров и туристов» (1893), «Популярное руководство по фотографии для начинающих» (1915).
Изобретения: разрабатывал двухобъективные камеры, камеру с телеобъективом и аппарат для подводной съемки
Ипполит Арну — французский фотограф и издатель. В 1860-х годах работал в Египте (имел собственное фотоателье в Порт-Саиде). Им были сфотографированы памятники в Каире, египетские древности, но основная деятельность Арну как фотографа была посвящена этапам строительства Суэцкого канала и его функционированию, по итогам этой работы был выпущен отдельный альбом (Album du Canal de Suez. Port-Saïd).
Ипполитом Арну создано множество пленэрных жанровых сцен, а также этнографических студийных портретов, в основном девушек. В конце 1860-х годов Арну был партнером Антонио Беато.