В конце 1880-х историк, архитектор и реставратор В. В. Суслов по заданию епархиальной администрации и Археологической комиссии проводил археологические исследованиям в Спасо-Преображенском соборе. С 1889 по 1893 год велись работы по расчистке фресковой живописи, в процессе выяснилось, что собор был полностью расписан, но сохранность фресок в различных частях здания неодинакова и имеется много утрат. Плохо сохранилась живопись купола, светового барабана, парусов и нижней части здания, где фрески полностью погибли от сырости.

В 1893 году Академия художеств и ИАК вновь командируют В. В. Суслова и других специалистов для осмотра древней живописи. С 3 июля по 26 октября 1897 года художник Ф. М. Фомин снимает копии фресок под руководством В. В. Суслова. В том же году император Николай II разрешает образовать «Строительный Комитет для руководства и наблюдения за исправлением и ремонтными работами в Спасо-Преображенском соборе».

Ремонт начался в мае 1898 года и продолжался до 1902 года. Мастера иконописной артели Н. М. Сафонова возобновили открытую Сусловым роспись: испорченные влагой фрески были написаны заново, а все уцелевшие «освежены» клеевыми красками. В ходе сафоновского поновления, в 1901 году фрески были засняты фотографом О. И. Парли, в этом же году издан альбом. На фотографиях альбома часть фресок зафиксирована в открытом, еще не поновленном виде.

В коллекции РОСФОТО хранится подносная папка с 86 бромосеребряными отпечатками, выполненными фотографом в 1901 году, о чем свидетельствует тисненая надпись на лицевой стороне обложки в нижнем правом углу: «Выдано действительному чл(ену) Псков(ского) Арх(еологического) общ(ества) О. И. Парли 1901».

Все снимки наклеены на серый картон, и только 4 — на фирменные паспарту, на них в нижнем правом углу паспарту видно тиснение «Фотография О. Парли, бывшая Дмитриева. Псков», а в углах фотографий: «О. Парли. Псков. 1901».

Размер фотографий — 17 х 23 см, размер паспарту 28,5 х 36 см. На оборотной стороне многих паспарту имеется печать Академии художеств — «Художественная ценность утверждена императорской Академией художеств». Фотографии данной коллекции являются единственным полным источником, сохранившим изображения фресок Спасо-Мирожского монастыря XII века, отснятых в процессе их реставрации. В коллекцию входят: План Пскова 1581 года; план Мирожского монастыря; общий вид монастыря — 4 фотографии; остальные фотографии, кроме двух, на которых запечатлен интерьер до реставрации, посвящены фрескам.


Фотографии О. И. Парли также находятся в собраниях Государственной академии истории материальной культуры, Российской национальной библиотеки, Академии художеств, Псковского музея, Государственного исторического музея, Музея архитектуры имени Щусева. 


Библиография:

Парли О. И. Фрески храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Альбом фотографических снимков — Псков, 1903; Описание фресок составил Ф. А. Ушаков.

Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — М.: Северный паломник, 2010. — C. 5–23.

Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи (19 в.) — М/: Искусство, 1986. — C. 159. Вновь открытый памятник древности — ЦВ 1893 № 28 с. 437–439 и № 29 с. 452–453.

Ушаков Ф. А. Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове — Псков, 1902. — C. 8–13.

Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова — СПб, 1899. — С. 178. Фрески Мирожского монастыря.

Успенский А. И. Фрески церкви Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря — Записки МАИ, 7. — М., 1910. — С. 1–12.

Павлинов А. М. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1889. — XIII в. 1. — С. 154–162.

Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова — М., 1968. — С. 8.

Императорская Археологическая комиссия (1859–1917). К 150-летию со дня основания отечественной археологии и охраны культурного наследия / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин, под общ. ред. Е. Н. Носова. — СПб: Дмитрий Буланин, 2009. — С. 973–984.