Конструктивизм — направление в искусстве, возникшее в 1920-е годы — отводил плакату особую роль, сознательно противопоставляя его живописи, которая была объявлена принадлежностью свергнутого буржуазного общества.


Плакат называли «картиной для пролетариата» и считали его, наряду с фотографией и кино, наиболее характерным видом искусства индустриальной эпохи. Конструктивисты писали, что роль плакатиста «вполне адекватна роли инженера–конструктора».

В «саженных рожах» плаката художники старались выработать новый яркий язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Графические элементы двухмерной «типографики»: разномасштабные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки активно компоновались на листе с фрагментами трехмерного фотоизображения, рождая новые смыслы и самые неожиданные эффекты.

Александр Родченко и Густав Клуцис, оспаривавшие друг у друга первенство в применении фотомонтажа, были солидарны в его высочайшей оценке и наиболее плодотворно использовали фотомонтаж в собственной художественной практике, прежде всего в плакате.

В первом номере журнала «ЛЕФ» под редакцией Владимира Маяковского, в программной статье «Конструктивисты», Александр Родченко писал: «Введен новый способ иллюстрации путем монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему, что… делает бессмысленной всякую “художественно–графическую иллюстрацию”».

В 1931 году в книге «Изофронт» Густав Клуцис напечатал статью «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», в которой провозгласил поистине революционную роль фотомонтажа для любого вида творчества.

Во второй половине 1920–х годов повышенное внимание общественности к политическому и социальному плакату сочеталось с небывалым расцветом киноплаката.

На формальный язык киноплаката повлияли новаторские процессы в киноискусстве тех лет: оригинальные методы хроникальной съемки Дзиги Вертова, теория Льва Кулешова о киномонтаже, творческие находки Сергея Эйзенштейна и т.п. Братья Владимир и Георгий Стенберги, Антон Лавинский, Николай Прусаков и другие мастера использовали необычные ракурсы и создавали интересные изобразительные метафоры. Их работы с успехом демонстрировались на двух выставках киноплаката в Москве в 1925 и 1926 годах.

Конструктивисты широко пропагандировали технику фотомонтажа во многих статьях и книгах («Альманах Пролеткульта» со статьями Алексея Гана «Конструктивизм в типографском производстве» и Николая Тарабукина «Фото–механика»; книга Н. Тарабукина «Искусство дня. Что нужно знать, чтобы сделать плакат, рекламу, смонтировать книгу, газету, афишу…» и др.), благодаря чему к нему стали активно обращаться самодеятельные авторы. Эль Лисицкий ставил это в особую заслугу русскому конструктивизму. В путеводителе к Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года в Москве он писал, что фотомонтаж использовался в американской рекламе, в творчестве европейских дадаистов, в немецком политическом монтаже. Но только в России он «отлился в четкую социальную и художественную форму», стал активно использоваться в рабочих, комсомольских изокружках, оказал большое влияние на стенгазеты.

Фотомонтаж применялся широко и повсеместно, шел «победным маршем» по стране вплоть до 1931 года, когда вышло постановление ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе». В 1932 году были ликвидированы многочисленные группировки и организован единый Союз художников. С этого момента началось тотальное внедрение метода социалистического реализма. Проблемы развития и совершенствования фотомонтажа, которые волновали мастеров конструктивизма, надолго исчезли из русской художественной жизни.