Во второй половине 1850-х годов русский археолог и собиратель христианских древностей Петр Иванович Севастьянов совершил несколько научных экспедиций на Афон. Он занимался копированием фресок и видовой съемкой монастырей. Его авторству принадлежат первые известные снимки, сделанные на Афоне. В Свято-Андреевском скиту Севастьянов оборудовал фотолабораторию, где могли обучаться монахи.

После окончания экспедиции археолог передал фотографическую аппаратуру святогорским инокам, способствовав популяризации фотографии в этих местах. Афонские фотографические мастерские ХIХ века служили святогорцам для создания студийных портретов, запечатления видов монастырей, храмов и скитов, съемок официальных визитов и церковных служб. Многие из этих фотографий были привезены в Россию паломниками как воспоминание об Уделе Пресвятой Богородицы.

Фотографий, снятых на Афоне самим Севастьяновым и приглашенными специалистами, насчитывается несколько тысяч. Некоторые из них демонстрировались на выставке 1861 года в залах Императорской академии художеств. В настоящее время снимки Севастьянова находятся в фондах московских и петербургских музеев (ГИМ, ГМИИ, ГТГ, Русского музея, Российской национальной библиотеки, Эрмитажа и др.).

Позднее, в рамках экспедиции, возглавленной академиком Н. П. Кондаковым в 1898 году, приглашенный фотограф Иван Федорович Барщевский сделал более 200 фотографий в 18 монастырях и скитах Святой Горы. Часть работ Севастьянова и Барщевского можно увидеть на выставке «Афон. Где кончается земля и начинается небо».

Кроме того, проект включает альбом с фотографиями отца Леонтия и отца Геннадия, подаренный великому князю Алексею Александровичу в память о его посещении Свято-Пантелеимонова монастыря в 1867 году и парный ему альбом с дарственной надписью императрице Марии Александровне, хранящиеся в Научной библиотеке Российской академии художеств и Русском музее. Также на выставке можно увидеть оригинальные фотоотпечатки, привезенные из научных экспедиций на Афон, и снимки из различных музейных и библиотечных собраний Санкт-Петербурга.

Современная часть проекта — фотографии, сделанные в период с 1996 по 2011 годы известными петербургскими авторами — Александром Китаевым и Михаилом Никитиным. Каждый из них по-своему увидел Афон, позволив нам ощутить атмосферу святых мест и составить представление о сложившемся на Святой Горе жизненном укладе.

Экспозиции прошлых лет, посвященные этой теме, представляли отдельные коллекции, но не было возможности обобщить разрозненные материалы. Уникальная объединенная выставка, подготовленная РОСФОТО, впервые позволяет сопоставить произведения из фондов Государственного Русского музея, Научной библиотеки Российской академии художеств, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории религии и Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.

Идея выставки принадлежала Галине Вацлавне Длужневской (1946–2014), доктору исторических наук, заведующей Научным архивом ИИМК РАН, которой мы и посвящаем проект.

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации



Заведующий архивом и библиотекой русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне монах Ермолай (Чежия):

В 1857 году Севастьянов в очередной раз посетил Афон с целью собирания христианских древностей и рукописей. Он не только вручную копировал памятники, но также использовал новшество того времени — фотографию — для их копирования. Севастьянов имел знакомства во влиятельных кругах российского общества и был даже приближен ко Двору, где его деятельность получила высочайшее одобрение. В 1859 году, снабженный пособием в шестнадцать тысяч рублей, Севастьянов отправился в официальную командировку на Афон во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там четырнадцать месяцев.

Собранные во время экспедиции материалы привозились и сдавались в Академию художеств. Туда поступило, в частности, до тысячи двухсот иконных изображений, около двухсот чертежей византийского зодчества, более пяти тысяч страниц рукописей и около ста пятидесяти древних подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для размещения всех этих сокровищ. Но по разным соображениям значительная часть древностей, собранных и лично принадлежавших Севастьянову, была помещена в Московский публичный музей, где эти ценности занимают четыре зала и служат его истинным украшением. При этом сам Севастьянов много работал в музее над распределением и классификацией собранных им древностей. Во время поездки он оборудовал в русском Андреевском скиту фотоателье, где производил фотографическую съемку интересовавших его манускриптов и также обучал монахов фотомастерству. Подробнее