Рассказ о поиске визуального образа времени, о множестве модификаций этой проблемы, лаконичная и весомая антитеза современной массовой культуре, построенная на элементарных образах повседневности и природы
Видимая простота, заложенная в названии проекта, задает вектор восприятия и в то же время определяет содержание представленных в экспозиции произведений. Работы Коловского, выполненные в технике прямой фотографии, и видео Митлянской основаны на исключении из поля искусства всего поверхностного и развлекательного. Авторы вычленяют из бесконечного объема реальности вневременные и потому всегда актуальные сюжеты: зелень летнего поля, волнующуюся гладь озерной воды, запорошенный снегом асфальт, брызги фонтана, силуэт города, проглядывающий сквозь мутное стекло, фигуры случайных прохожих, пересекающих зебру дорожного перехода.
Выразительность минималистичных экспонатов «Выставки» достигается особенностями композиционных построений, всегда обусловленных смыслом. Авторы намеренно показывают нам малое, достигая желаемого эффекта путем уменьшения, упрощения и изоляции, отчего незаметные образы, развиваемые воображением зрителя, становятся значительными. В таких работах эмоциональное напряжение проявляется через спокойную и своеобразную сдержанность. Главное внимание уделяется не предметам, а отношениям между ними, рисунку и форме.
Наибольшего аскетизма выразительных средств художники достигли в работах на тему природы. Так, например, в видео Александры Митлянской из неподвижной плоскости садовой зелени вдруг проступают очертания дерева, оживленного ветром. В пейзажных работах Захара Коловского, где каждое изображение плотно заполнено деталями, образующими единое цветовое пятно, используется прием умножения кадра: один как будто вырастает из другого, словно на ленте кинопленки. Своеобразная динамика этих строгих фризовых композиций выверена до мелочей.
Главным действующим лицом становится время — четвертое измерение, проявляющееся каждый раз в новых вариациях. Оно то растягивается, отражая длительный процесс роста растений, то сжимается, когда нужно показать мимолетные изменения падающих теней, то совсем разрывается, без прелюдий переходя от зимы к лету или же от старости к молодости.
«Монтажный» принцип взаимосвязи изобразительно-смысловых единиц в произведениях Захара Коловского аналогичен тому, как играет со временем Александра Митлянская в работе «Вавилон». Статичный фронтальный вид строящегося здания поделен на ячейки будущих комнат, в каждой из которых течет жизнь, — рабочие заняты укладкой кирпича, неслышными зрителю разговорами или просто отдыхают.
Иногда движение замедляется настолько, что зритель, оставаясь в пределах картинной рамы, видит изображение, но не фильм. Экран может «притвориться» цветной фотографией, как, например, в «Натюрморте» Митлянской, где все действие разворачивается в блуждании солнечных бликов на поверхности воды, налитой в стакан. В других работах время ощущается как постоянная пульсирующая величина. В сюжете со скамейкой, стоящей в приливной воде, равномерное, как звук метронома, движение наплывающих на берег волн — это движение без начала и конца, закольцованное, как и сами видео Александры. Здесь, в пространстве забвения, обветшалая скамейка, выхваченная из обыденного контекста и помещенная в центр симметричного кадра, становится подлинно символическим предметом.
Очевидно, что авторы «Выставки», не пренебрегая возможностями современных технологий, отводят им второстепенную, подчиненную роль. Александра Митлянская серьезно занималась живописью, и, оставаясь верной этому опыту, она строго ограничивает себя использованием камеры только на штативе, в фиксированном положении, без смены фокуса и ракурсов, без движения вокруг объекта съемки. Формально основываясь на возможностях фотографии, Захар Коловский создает многочастные композиции, развернутые в пространстве. Для Коловского и Митлянской фотография и видео, как таковые, являются не целью, а скорее формой, в которой воплотилась система художественного языка, призванного выражать особое содержание. Проект, подготовленный авторами для РОСФОТО, — это рассказ о поиске визуального образа времени, о множестве модификаций этой проблемы, лаконичная и весомая антитеза современной массовой культуре, построенная на элементарных образах повседневности и природы.
Мария Гаврильчик
Еще
В РОСФОТО открывается «Выставка» — совместный проект художников Александры Митлянской и Захара Коловского (BE IN)
Выставка «Выставка» в РОСФОТО (ART1)
Фото и видео о бренности бытия (Афиша)
События недели (The Village)
Родился в 1956 году. В 1984 году окончил факультет автоматизации управления Ленинградского Политехнического Института. В 2000 году — факультет теории и истории искусства Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. А. Е. Репина.
С 1986 года является генеральным директором учрежденного Президиумом Академии наук и Объединенной редакцией газеты «Московские новости» Санкт-Петербургского Общества «А–Я». Под эгидой «А–Я» были созданы такие значительные институты петербургской художественной жизни, как «Свободная кафедра изобразительного искусства Тимура Новикова» (1990), Центр исследования современного искусства (1991), Школа «Инженеры искусств» (1991), «Центр космических исследований под руководством Сергея Курёхина» (1991), Центр современной архитектуры и дизайна (1991).
В 1995 году становится директором Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).
1996 выставка «FLUXUS VIRUS». Санкт-Петербург — Москва
Среди проектов, в которых ГЦСИ выступил партнером международной культурной организации ARS BALTICA:
1996 «ARS BALTICA — TRIENNALE DER PHOTOKUNST». Хельсинки — Берлин
1998 V Международная Биеннале графики Балтийских стран «Калининград — Кенигсберг», Калининград
1998 — В Санкт-Петербурге создается «Балтийская фотошкола» — уникальная образовательная структура для молодых фотографов, изучающих опыт известных зарубежных и отечественных мастеров на лекциях и практических семинарах.
В 1996 году руководил проектом «Школа кураторов проектов в области современного искусства» в Санкт-Петербурге. Среди многочисленных образовательных программ «Школы кураторов» — разработка учебного плана «Информационные системы и ресурсы Интернета для подготовки и реализации проектов в области современного искусства» (1999). Выпускники школы принимали участие в осуществлении ряда значительных проектов, среди которых, в частности, выставка Владимира Загорова “Жёлтое движение” в Русском музее (1997).
В 2002 возглавил созданный в Санкт-Петербурге Государственный центр фотографии.
Продолжая работать как художник, Захар Коловский создает следующие серии работ, которые считает в своей творческой биографии наиболее значимыми:
2001–2002 «Окна» 2002–2003 «Электорат» 2003–2007 «Линии» 2005–2007 «Корабельная архитектура» 2010 «Аварийное всплытие»
Работы Захара Коловского находятся в коллекциях Государственного Русского музея и Латвийского Национального художественного музея.
2006 «Городской пейзаж», Музей фотографии, Рига
2007
2009 «Городской пейзаж». Санкт-Петербургское общество “А-Я”
2010
Александра Юрьевна Митлянская родилась в Москве в 1958 году.
В 1981 году окончила художественный факультет Московского полиграфического института. С 1989 года член Московского союза художников. В 1995 году была стипендиатом Берлинской академии искусств. Проводила мастер-классы в университете Тафтса и Гарвардском университете, Школе дизайна Парсонс (США). Победитель видеофестиваля «Сейчас и Потом». Номинант Премии Кандинского 2017.
В последнее десятилетие А. Митлянская обращается исключительно к видеоарту. Автор видеофильмов и многоканальных видеоинсталляций, в которых время, его протяженность в визуальном восприятии человека есть основная составляющая.
Работы А. Митлянской были представлены на персональных выставках в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Cаратовском Государственном художественном музее им. Радищева, Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург), Московском музее современного искусства, в Государственной художественной галерее Фонда поколений Ханты-Мансийска, в Фонде поддержки визуальных искусств «Эра» (Москва), в галерее «Spider&Mouse» (Москва), в «Крокин» галерее (Москва).
Участник российских и международных выставок, в т. ч.: Results, 1995, Академия Искусств, Берлин, Германия; «Абстракция в России. ХХ век», 2001, «Коллаж в России ХХ век», 2005, «Приключения черного квадрата», 2007, «Искусство про искусство», 2009, Санкт-Петербург, Россия; «Коллаж в России», 2003, Государственный Пушкинский музей, Москва, Россия; «ART-index», 2008, Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия; «День открытых дверей», 2009, Московский музей современного искусства, Москва, Россия; «Видеть звук», 2011, Государственный Центр современного искусства, Москва, Россия; «Прогулки по Москве», 2012, Lalit Kali Academi, Дели, Индия; «Между реальностью и фантазией», 2015, Wooyang Museum of Contemporary Art, Кёнджу, Корея.
Работы Митлянской находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства, Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, в собраниях областных музеев и художественных галерей России, а также в коллекциях Denver Museum of Contemporary Art (США), Wooyang Museum of Contemporary Art (Корея) и Wilhelm Otten Kunstraum (Австрия).
Живет и работает в Москве.
Видеоработы московской художницы
Воспоминания о двойственности мира и бестелесности материального
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: