Выставка «Европейская фотография 1950–1960-х годов» включает более 100 оригинальных желатиносеребряных отпечатков классиков фотоискусства Франции, Италии, Нидерландов и других стран из коллекции Союза фотохудожников России. Это уникальное собрание было передано в фонд Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО в 2022 году и включает в себя более 20 000 музейных предметов: фотоотпечатки, негативы на стекле и на пленке, фототехнику и документы. Начало коллекции было положено еще в послевоенные годы Евсеем Самойловичем Бялым, создавшим Центральный музей фотографии в Москве. В начале 1990-х годов эти материалы стали достоянием Союза фотохудожников России. И благодаря стараниям его председателя Андрея Ивановича Баскакова (1948–2014) собрание не только сохранилось, но и пополнилось.


Европейская фотография 1950–1960-х годов развивалась в рамках национальных школ. И, несмотря на разнообразие творческих методов и жанров, все они были объединены проблемами послевоенной эпохи. Мастера того времени не понаслышке знали об ужасах Второй мировой войны: французский фотограф Эдуард Буба, например, был угнан в Германию, а Изиса Бидерманаса из нацистских застенков спасли французские партизаны. Парижский фотограф Робер Дуано участвовал в движении Сопротивления. Неслучайно в своем творчестве они сознательно обратились к радостям мирной жизни. Этих мастеров и их французского коллегу Вилли Рони, поэтично воспевавшего каждодневную жизнь парижан, стали называть самыми яркими представителями гуманистической фотографии, которая была наполнена особой человечностью образов, всеобъемлющей добротой к людям.

Жизнь в начале 1950-х годов только начала восстанавливаться. Тонкую грань между наступившим миром и драмой прошлого уловили итальянские фотографы Джан Франко Фонтана («Хроника бедной любви»), Франческо Джованнини («Кустарь»), Лучано Скаттола («Парус», «Комбинезон»), Фульвио Ройтер («Дровосек»), Тони дель Тин («Фургончик», «Пригород», «Ветеран»).




Гуманистическая направленность европейской фотографии искала некий общий язык, обращаясь к художественным находкам прошлого, например пикториализму эпохи модернистов, фотомонтажу и репортажным приемам конструктивизма. Все эти формальные механизмы были нацелены на преображение окружающей реальности, «вынимая» выразительность и красоту из самого простого — из фактуры стены, лица старика, незамысловатости пейзажа. С одной стороны, фотографы были достаточно смелы, следуя по стопам авангардистов, с другой — в их снимках неизбежно отражалась реальность окружавшей их жизни, настойчиво делая их снимки прежде всего предметными, материальными отпечатками действительности. Художественные особенности европейской фотографии 1950–1960-х годов проявляются по-разному. Одни мастера, например итальянские, стремились к гармонизации композиции в любом сюжете. Французские фотографы придавали уличным снимкам импрессионистического характера поэтичное звучание. Наиболее новаторскими выглядят работы голландских авторов, которые создавали абстрактные снимки, используя геометрические формы архитектуры, порой вдыхая в свои работы дух сюрреализма.


В 1950–1960-е годы организуются международные выставки, проходят фотосалоны. На оборотах отпечатков часто имеются штампы и наклейки, которые формируют богатую биографию той или иной работы, выставлявшейся в Москве, Лиссабоне, Ницце, Париже, Риме, Венеции, Милане, Антверпене и т. д. Многие из них публиковались в альбомах и монографиях, а сегодня посетители выставки впервые за последние полвека могут увидеть ценнейшие оригиналы в выставочных залах РОСФОТО.