Выставка «О ФОТОГРАФИИ. Случайность/сингулярность/приключение» объединяет более 120 работ из коллекции РОСФОТО.

В экспозиции представлены фотографии известных мастеров XIX–XXI веков: Константина Шапиро, Моисея Наппельбума, Петра Оцупа, Игоря Савченко, Николая Гнисюка, Людмилы Федоренко, а также любительские снимки, фотографии из домашних альбомов, аэрофотосъемка и другие документы своего времени.

Выставка обращается к природе и поэтике фотографии, предлагая сместить внимание с сюжета снимка на сам процесс восприятия фотографии. За точку отсчета мы берем несколько ключевых философских концепций, однако не ограничиваемся ими и предлагаем зрителю прийти к собственным выводам на материале представленных работ.


В классическом философском тексте «Camera lucida» Ролан Барт вводит понятие студиум (studium), общее поле культурного знания, благодаря которому даже без подписи и дополнительной информации человек часто может понять сюжет и обстоятельства съемки: кто изображен или что происходит в кадре.

Как противоположность понятию студиум Барт использует понятие пунктум (punktum) — небольшую деталь, фрагмент, который привлекает внимание к снимку, тревожит, притягивает к нему взгляд. Пунктум не содержит информации, а скорее выступает в роли знака пунктуации, вызывает сильный эмоциональный отклик.
Пунктум связан с индивидуальным восприятием изображения. В пространстве выставки мы приглашаем зрителя понаблюдать, как одни и те же изображения воспринимают разные люди, у каких сюжетов проводят больше времени, на что обращают внимание.

Фотография обладает особенной связью с референтом. Художник может написать то, чего никогда не видел, но фотограф всегда отображает реальные предметы, как бы говорит зрителю: «оно там было».



По своей природе напрямую связанная с камерой, фотография — это, цитируя философа Вилема Флюссера, «технический образ», оператор «может снять только фотографируемое». На выставке можно увидеть, как меняющиеся возможности, связанные с конструкцией камеры и развитием светочувствительных материалов, влияли на то, чтó и кáк было сфотографировано.

Еще одна определяющая особенность фотографии, за исключением самых ранних техник, — это возможность тиражирования. Создание цифровых копий — одна из актуальных задач, решаемых музеем. Для истории важно сохранить следы времени: пятна, утраты и повреждения, создав достоверную копию документа. При этом с помощью цифровой реставрации можно сделать фотографию более читаемой, дополнительно «проявить» детали, почти утраченные со временем. На выставке мы впервые привлекаем внимание зрителя к этой дилемме.

В представленных в экспозиции работах есть ошибки, «поломки», «сбои», которые вызывают желание внимательно рассмотреть фотографии и разобраться в изображенном. Именно в пространстве выставки и коллективного просмотра становится ясно, что восприятие изображения зависит от бесчисленного множества обстоятельств, а фотография по своей сути, как говорил Ролан Барт — это «случайность, сингулярность, приключение».