Фотографии путешествий Мура по России и другим странам, пережившим кризис идеологии и переживающим смену общественного строя
Крупный современный американский мастер, Эндрю Мур получил мировое признание прежде всего как автор фотографических серий о России, Кубе и Вьетнаме. Сегодня эти работы входят в музейные собрания самого высокого уровня, опубликованы в альбомах и книгах, выпущенных такими именитыми издательскими домами, как, например, Chronicle Books. Именно в этом издательстве в 2005 году вышел альбом «Россия: за пределами утопии» (Russia: Beyond Utopia). Название довольно точно обозначает поле интересов художника, внимательно изучавшего приметы распада различных тоталитарных режимов.
Фотографии путешествий Мура по России и другим странам, пережившим кризис идеологии и переживающим смену общественного строя, можно увидеть на открывающейся в РОСФОТО выставке.
Сам Эндрю Мур объясняет свою страсть к изучению руин, в частности, Советской империи, причинами самого разного толка. Публика может принять на веру обоснование фрейдистского свойства, в соответствии с которым родители художника очень жестко контролировали каждый его шаг в детстве, и уже в зрелом возрасте Мур стремился понять, каким образом живет страна, чьи правители создавали аналогичную модель взаимоотношений между собой и народом. Мур говорит и о своем давнем, глубоком интересе к жизни за «железным занавесом», к поэзии А. Ахматовой и И. Бродского, к судьбе коммунистической идеи в ХХ столетии. Представившаяся возможность увидеть другой мир и воплотить его в своих фотографиях оказалась для художника очень ценной, и в 2000–2004 годах он много путешествовал по России, побывав не только в обеих столицах, но и на Байкале, Соловецких островах, в Улан-Удэ.
Однако сам выбор объектов для съемки подсказывает, что кроме перечисленных мотивов есть и другие, существенные для понимания природы дарования Мура и причин его успеха. Эндрю Мур очень уверенно чувствует себя в жанре портрета, что доказывает, в частности, экспонируемая работа «Натурщица». Но его программные произведения на удивление безлюдны. «Миша и Владимир» – изображение соседства прикованного цепью угрюмого медвежонка c полуразбитым бюстом вождя мирового пролетариата… «Зеленые грузовики/Белые ночи» – сделанный на Соловках снимок военных радиолокаторов, образующих общую композицию с церковными маковками… Работа из «кубинского цикла» – зал давно закрытого, разрушающегося театра, используемого велорикшами как стоянка…
Когда Мур пишет о своем доверии к архитектуре – «неподкупному свидетелю истории», он, видимо, подразумевает фантастически сложную художественную задачу – открыть для зрителя в любом, пусть давно оставленном людьми, чужом или внешне абсурдном, враждебном пространстве черты неповторимой, доселе неизвестной нам жизни.
«Время там измеряется не по часам, а человеческими дыханиями» сказал Мур в связи со своими работами, сделанными на Кубе. Парадоксальным образом, для столь тонкого художника, жадно впитывающего энергии других культур, современники часто оказываются ненужными статистами. Это не единственный парадокс, который приходит на ум зрителям Эндрю Мура.
Критики с удивлением отмечают характерную для ряда работ художника насыщенность цвета, избыточную, словно на полотнах выдающегося сюрреалиста Рене Магритта. Однако и для Магритта (кстати, очень увлекавшегося фотографией), и для Мура внимания достойна исключительно та реальность, которую никто до них не знал, которой до них, собственно, и не существовало.
Эндрю Мур снимает на пленку, что также не вполне обычно в наши дни, но в этом не следует видеть чудачество или безразличие к новым технологическим возможностям. Напротив, инженерное образование Мура помогло ему выработать собственную технологию: пленка сканируется и затем кадр проходит компьютерную обработку.
Таким образом, парадоксы оказываются если не мнимыми, то внешними в сравнении с безусловными искренностью, непринужденностью и темпераментом, с которыми Эндрю Мур создает свои тревожные миры.
Cовместно с галереей CM ART
Избранные персональные выставки
2009 Галерея Yancey Richardson (Нью-Йорк); Центр искусств Koffler (Торонто)
2008 Галерея Rena Bransten (Сан-Франциско); галерея Jackson Fine Art (Атланта, США); художественный музей Небраски (Керни, США); галерея CM ART (Париж)
2007 Московский Центр искусств; Музей Русского Искусства (Миннеаполис, США); проект «Роберт Мозес и современный город», Колумбийский университет, Городской музей Нью-Йорка, Музей искусства Квинса;
2006 Галереи Jaffe-Friede и Strauss, Дартмутский колледж, (Дартмут, США); галерея Yancey Richardson (Нью-Йорк); галерея F 5.6 (Мюнхен); галерея Jackson Fine Art (Атланта)
2004 Галерея Craig Krull (Лос-Анджелес)
2003 Галерея Jackson Fine Art (Атланта)
2002 Галерея Yancey Richardson; галерея Robert Koch (Сан-Франциско)
2000 Галерея Craig Krull
1999 Международная ярмарка фотографии Paris Photo; галерея Carol Ehlers (Чикаго); галерея Yancey Richardson; международная ярмарка современного искусства Art Miami
1997 Галерея Yancey Richardson
1994 Галерея Janet Borden Inc. (Нью-Йорк)
1993 Галерея Lutz Teutloff (Кельн, Германия)
1991 Галерея Janet Borden Inc.
1986 Галерея Julie Saul (Нью-Йорк)
1985 Галерея Real Art Ways (Хартфорд, США)
1984 Галерея Nina Freudenheim (Баффало, США)
Избранные групповые выставки
2009 Международная ярмарка современного искусства ART PARIS (представлен галереей CM ART); международная ярмарка современного искусства ARCO Мадрид (представлен галереей CM ART)
2008 Международная ярмарка современного искусства ART PARIS (представлен галереей CM ART)
2006 Выставка последних приобретений Филадельфийского художественного музея
2003 Выставка «Куба на грани», Международный центр фотографии (Нью-Йорк)
2000 Выставка «Нью-Йорк 2000», Городской музей Нью-Йорка
Работы Эндрю Мура находятся в коллекциях Канадского Центра архитектуры, Кливлендского художественного музея, Колумбийского университета, Международного музея фотографии George Eastman House (Рочестер, США), Музея Израиля (Иерусалим), Музея округа Лос-Анджелеса, Библиотеки Конгресса США (Вашингтон) Городского музея Нью-Йорка, Нью-Йоркской публичной библиотеки, Филадельфийского художественного музея, Музея современного искусства Сан-Франциско.
Избранные публикации
2005 «Россия: за пределами утопии» (Russia: Beyond Utopia), издательство Chronicle Books
2004 «Остров правителя» (Governors Island), фотографии Лизы Кереши и Эндрю Мура, издательство Public Art Fund
1995 «Путешествие в Византию» (A Byzantine Journey) Джона Эша, издательство Random House, фотографии
Среди работ Эндрю Мура в кинематографе – документальный фильм о жизни крупного американского художника и поэта, основателя мэйл-арта Рэя Джонсона «Как нарисовать зайчика» (1996). Фильм, в котором Мур выступил в качестве продюсера и оператора, был награжден специальным призом жюри американского Фестиваля независимого кино Sundance в 2002 году.
Эндрю Мур читал лекции по визуальным искусствам на факультете гуманитарных наук в Принстонском университете (2001) и вел мастер-класс в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке (2004).
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: