Проект-посвящение Дмитрию Александровичу Пригову
В разные периоды своего творчества Игорь Захаров-Росс вдохновлялся идеями культурной антропологии, лингвистики, теории коммуникации. Художника волнует ситуация перехода – пространственного, темпорального, экзистенциального. С символикой перехода связано ключевое понятие постмодернизма – трансгрессия: переход границы между возможным и невозможным, «преодоление непреодолимого предела».
Для выставки в Государственном центре фотографии Захаров-Росс подготовил новый цикл работ. Это так называемые трансформационные фотосхемы, каждая из которых представляет собой соединение, чередование снимков, «выхваченных из различных мест и времён». В основе данного проекта лежит много лет разрабатываемая художником концепция синтопии, объединяющая мыслительные и вербальные образы, структурированные выбранным местом и временем. Александр Боровский предлагает следующее определение этого понятия:
«Синтопия по Захарову-Россу – данное в результате акта трансгрессии (с его мистической и философской составляющими) качественно новое ощущение единства пребывания человека на земле – вне географической, политико-географической и топографической локализации. Место пребывания конкретно и универсально, как и само понятие «пребывание». Между местами, где ты находишься в данный момент, находился в прошлом и будешь пребывать в будущем, существуют некие интерференции: ты узнаешь, вспоминаешь и предвосхищаешь звуки, запахи, визуальные образы. Место пребывания, таким образом, – не случайная географическая точка, а точка приложения направленных бытийных и метафизических сил».
Из статьи Александра Боровского «Одиночество бегуна на длинную дистанцию».
Игорь Захаров-Росс родился в 1947 в Хабаровске, куда были высланы его родители. Учился в Хабаровском педагогическом университете, преподавал в нем, в 1971 году переехал в Ленинград.
Он рано нашел путь на нонконформистскую художественную сцену и нелегально организовывал первые в СССР перформансы и хэппенинги. Его работы (среди них уже были и звуковые объекты), экспонировались на нескольких выставках неофициального искусства, в организации которых он принимал участие. Они вызвали серьезный интерес на Западе, в частности, у Института Современного Искусства в Лондоне (ICA), Вашингтонского Клуба Искусств, Музея современного искусства в Токио и были выставлены на Венецианской Биеннале 1977 года.
В 1978 Захаров-Росс был лишен советского гражданства и уехал в Мюнхен. В 1979–1996 годах художник подолгу жил и работал во Франции, Бельгии, Италии, Танзании и Израиле.
В 1980-е годы материалом для работ Захарова-Росса становятся молекулярные структуры, такие как раковая клетка или древесный лист. Уже тогда художник стремился в своей работе к синтезу естественных наук с гуманитарным знанием и работал в самых различных техниках. Его проекты 1980-х годов – своеобразные посредники искусства и науки, были исследованиями, воплощенными в пространственных объектах.
Начиная с 1990-х проекты Захарова-Росса становятся пространственно больше и содержательно значительнее. Отталкиваясь от разработанной им концепции синтопии, он развивает художественный язык, обладающий широким диапазоном средств выражения и существующим на пересечении эстетики и повседневного – мысли и действия.
Игорь Захаров-Росс живет и работает в Кельне и Мюнхене.
Избранные персональные выставки
1973 Ленинградский государственный университет 1977 Институт Современного Искусства ((ICA), Лондон 1977 Вашингтонский Клуб Искусств 1979 Лювенский Университет (Бельгия) 1979 Венская католическая академия 1981 Культурный центр San Giorgeto, Верона 1986 Общество авторской графики, Мюнхен 1987 Проект в Художественных мастерских на Лотрингер Штрассе, Мюнхен 1988 Баденское творческое объединение, Карлсруэ 1988 Фонд искусства, Бонн 1989 Художественное объединение, Людвигcбург 1989 Кунстхалле, Инсбрук 1989 Институт Гете, Париж 1990 Институт Гете, Мадрид 1992 Государственная галерея музея Фолькванг, Эссен 1993 Государственная Третьяковская галерея, Москва 1993 Государственный Русский музей, С.-Петербург 1993 Институт Гете, Москва 1994 Художественное объединение, Розенхайм 1994 Выставочный зал Боннского университета 1995 Художественное объединение, Шверте 1996 Фонд визуальных искусств, Иерусалим 1996 Художественное объединение, Пирмазенс 1997 Государственная галерея, Мейнинген 1997 Музей изящных искусств, Туркуэн/Лилль 2000 Дворец Наций, Женева 2000 Музей Людвига, Кельн 2001 Государственный музей, Калининград 2001 Институт PRO ARTE, Санкт-Петербург 2001 Центральный музей железнодорожного транспорта, Санкт-Петербург 2002 Бранденбургское художественное объединение, Потсдам 2002 Галерея Баварского земельного банка, Мюнхен 2003 Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва 2004 Дворец Рингенберг, Хамминкельн 2005 Государственный Центр современного искусства, Москва 2006 Музей современного искусства, Пассау 2006 Художественное объединение, Пассау 2006 Городская галерея, Алтоттинг 2007 Музей Людвига в Русском музее, Санкт-Петербург 2007 Музей изобразительных искусств, Бонн 2007 Немецкий музей, Бонн 2007 Музей связи им. А. С. Попова, Санкт-Петербург
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: