Продолжение выставки «Град Петров»
В начале прошлого столетия интерес к истории Северной Пальмиры и личности ее основателя Петра I у жителей и гостей города был огромен. В 1903 году прошло празднование 200-летия Петербурга, к которому были приурочены не только военные парады, народные гуляния и открытие Троицкого моста, но и выпуск книг, живописных и графических произведений, а также открытых писем, отражающих историю города на Неве. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет выставку, посвященную открытым письмам и фотографиям, созданным в Петербурге-Петрограде в начале ХХ века.
Городская почта в Российской империи начала работать в 1843 году. Первые бланки открытых писем были изданы почтовым ведомством в 1871 году, и до 1894 года на их производство распространялась государственная монополия. Современный размер и вид открытого письма сформировался лишь в 1904 году, когда адресная сторона была разделена вертикальной чертой пополам с выделенным местом для написания текста слева и линейками для указания адресов получателя и отправителя справа, а в верхнем правом углу появился прямоугольник для наклеивания марки. В конце ХIХ — начале ХХ века в эпоху расцвета русской книжной графики большой популярностью пользовались и иллюстрированные открытые письма, авторами которых были выдающиеся отечественные художники.
В выставочный проект включены бланки открытых писем Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах Красного Креста (Общины Святой Евгении) начала ХХ века из коллекции РОСФОТО и частных собраний. Возглавляемый принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской комитет, в составе которого с 1893 года находилась эта Община, был известен своей благотворительной деятельностью: организацией больниц и подготовкой медицинских сестер. В 1898 году для сбора средств на строительство дома медсестер и образцовой больницы и для популяризации отечественной живописи, графики и фотографии по инициативе делопроизводителя Общины П. М. Степанова было предпринято издание художественных открытых писем. Первые открытки с рисунками Н. Н. Каразина были отпечатаны в типографии А. Маркса, в дальнейшем открытые письма для Общины Святой Евгении издавались в технике хромолитографии в картографическом заведении А. А. Ильина, типолитографиях И. И. Кадушина, Р. Р. Голике и А. И. Вильборга и др. Среди авторов, предоставлявших свои работы для иллюстрирования почтовых карточек, были Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, Г. И. Нарбут, Б. М. Кустодиев, К. А. Сомов, Н. С. Самокиш и другие известные художники. Отбирая лучшие работы для репродуцирования на почтовых карточках, комитет Общины проводил конкурсы рисунков. Один из таких конкурсов, проходивший в 1902 году, был посвящен 200-летию Петербурга.
Александринскийский театр, 1900-1904
Открытое письмо Общины св. Евгении
Старый зимний дворец в середине XVIII века
Санкт-Петербург, до 1904
Чернышев мост, 1900-1904
Таинственный посланец
Санкт-Петербург, после 1904
Всего за время существования Общины было опубликовано более 6400 наименований открыток, ряд из которых пользовался большим спросом и переиздавался по нескольку раз. В здании Общества поощрения художников на Большой Морской, 38 с 1904 года работал магазин, торговавший открытыми письмами Общины Святой Евгении, в этом же доме проходили выставки работ художников, где можно было приобрести подлинные акварели и графику русских мастеров, создававших свои работы для благотворительных целей. После революции издательство Общины было реорганизовано в Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры, который работал до 1930 года.
Помимо открыток Общины Святой Евгении, на выставке представлены экземпляры печатной продукции начала ХХ века знаменитых отечественных и зарубежных типографий, таких как «Шерер, Набгольц и Ко», «Голике и Вильборг», «E. G. S. I. S.», а также других издательств, занимавшихся выпуском видовых и художественных почтовых карточек, посвященных Петербургу. Особое место здесь занимают открытки, напечатанные с оригинальных негативов ателье «Буассона и Эгглер».
В выставочный проект включены образцы автотипий с фотографий К. К. Буллы с видами центральных площадей, магистралей и памятников основателю города Петру I, выпущенные в начале ХХ века издательством И. Дациаро с фотографий К.К. Буллы.
На выставке демонстрируются фотографии Санкт-Петербурга начала ХХ века из коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО и Музея Академии художеств, серия снимков из фондов ЦГАКФФД СПб, посвященная празднованию 200-летия города, графика М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. А. Шиллинговского, И. Л. Фомина, И. Э. Браза и других авторов из фондов Государственного Русского музея, запечатлевших петровский барочный парадиз и ампирные постройки Северной Пальмиры в эпоху модерна, а также копии гравюр петровского времени из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Интерактивная часть выставки позволит зрителям увидеть восстановленные сотрудниками РОСФОТО «угасающие» снимки помощника коменданта Петропавловской крепости полковника В. П. Сабанеева, созданные в 1890-х годах, и посмотреть на детали убранства Петропавловского собора глазами жителей города начала ХХ века.
Благодарим за помощь в подготовке к выставке издательство «Стереоскоп» и В. И. Елкина.
Еще
Петровский Петербург в зеркале искусства Серебряного века
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: