Ранние фотографии Дьердя Тота часто называют "документальными", но этот термин не совсем точно их характеризует. Фотографируя будапештские трамвайные остановки, а позже электрические провода, он на самом деле создавал своего рода портреты, пытаясь найти в сером мире обыденности по-своему важные и интересные объекты.  В 1983 году на Фестивале молодых художников в Будапеште Тот оборудовал временную фотостудию, куда приглашал на съемки гостей фестиваля. Посетители входили в абсолютно темное помещение, где неожиданно срабатывала фотовспышка — таким образом было сделано около двухсот портретов. В следующем году была создана серия "Да здравствует Первое Мая!". На фоне белого задника, растянутого между деревьями городского парка, Тот фотографировал на полароид отдельных участников первомайского праздника, дарил им полученный снимок и тут же фотографировал их еще раз, вместе с первым снимком в руках, уже "одобренным" их подписью. Эта серия фотографий не столько поддерживает уорхоловскую идею "права каждого на 15 минут славы", сколько сближает Тота с Дианой Арбус, стремящейся передавать душевное состояние "униженных и оскорбленных". Эти работы имеют в своей основе ту же философию, которой руководствовался и Ричард Аведон, фотографируя себя стареющим или своего отца в момент смерти. Перед нами та самая философия, которая необходима для создания подлинного, неподвластного времени портрета, или, в случае Тота — портрета тела.

Учитывая творчество таких художников, как Хельмут Ньютон, Роберт Мэплторп, Артуро Тосканини, и миллионы существующих снимков обнаженного тела, можно ли вновь и нужно ли вообще фотографировать наготу? И как было возможно — и насколько нужно — пытаться делать это в Венгрии — стране, изолированной от современных движений в искусстве, страдающей ханжеством в вопросах морали, со столь жестко регламентированным общественным вкусом? А может быть, это именно та ситуация, когда это было и возможно, и необходимо? Точно так же, как произведения Ньютона, Мэпплторпа, Тосканини утверждают, что можно фотографировать наготу без тени эротизма, что абсолютная беспристрастность может достигаться путем концентрации на самых интимных подробностях, работы Тота убеждают нас в прямо противоположном: полная беспристрастность и отчужденность способны создавать особое напряжение в фотографии. Посредством выбора модели и определенного набора ее движений фотограф может передавать душевные состояния и внутренние конфликты. Тело и его движения могут отображать все то, что передают лицо и взгляд. Эти изображения четко отражают собственные представления Тота о фотографии: "Красота женских форм, непостижимость женской души – суть средства, которые я использую, чтобы выразить то, что заключено во мне."


Выставка подготовлена совместно с галереей Erdész & Design при участии Виктора Л. Меньшикова.