Фотографии Константинополя второй половины XIX века Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул —…Птиц над Босфором плавное круженьеИ рыбаков усталых голоса,И плеск сетей, их трепет и скольженье,И женской ножки в море погруженье —Я слушаю Стамбул, закрыв глаза.
Орхан Вели Канык (1914–1950) *
Константинополь всегда приковывал внимание России. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Столица трех империй, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей со всего света, центром притяжения самых разных сил.
На выставке, впервые показанной в Мультимедиа Арт Музее в Москве в 2016 году, собраны фотографии Константинополя второй половины девятнадцатого столетия. История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагеротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851–1854 годах в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-х годах на Гран-рю–де-Пера (нынешняя улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появлялось множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Фотографическое дело в Турции получило развитие во время правления султана Абдул-Хамида II (1876–1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.
Любимыми сюжетами местных фотографов были съемки мечетей (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантных дворцов, древних крепостей Румелихисар и Едикуле, сохранившихся античных и византийских памятников, Галатского моста и пролива Босфор, морских пейзажей, а также портретов жителей многонациональной империи. В течение трех десятилетий, в 1850-х — 1880-х годах, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен и семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, добившийся не меньшей известности. В 1880-х годах он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.
Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей Стамбула — одного из красивейших городов мира.
Анна Максимова (РОСФОТО), Анастасия Короткова
По вторникам (кроме 26 марта), начало в 19:00
На экскурсии мы поговорим об особенностях ориентальной фотография и сравним ее с другими феноменами трэвел-фотографии конца XIX века. Вы узнаете, кем и когда были сделаны ранние снимки Стамбула; почему братья Абдулла, носившие звание придворных фотографов султана Абдул-Гамида II, потеряли его расположение; как выглядели богатые турчанки и кому из фотографов они доверяли запечатлевать свою несравненную красоту — и наконец, какие снимки достопримечательностей Жемчужины Босфора покупали путешественники позапрошлого века.
Стоимость: 150 рублей, билет на выставку приобретается отдельно
Ваше имя:
Ваш Email:
Ваш телефон:
Выберите дату:
Выберите время: ---
Откуда вы узнали об этом событии? Сайт РОСФОТОРассылка РОСФОТОСторонние сайтыСайт в ВКонтактеFacebookInstagramПечатная прессаДругое:
Дополнительно:
Подписаться на нашу рассылку
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
Еще
В РОСФОТО открылась выставка «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…» (Санкт-Петербургские ведомости)
Яркий характер Стамбула в черно-белых фотографиях (телеканал «Санкт-Петербург»)
В РОСФОТО покажут старинные турецкие фотографии (Комсомольская Правда)
Куда сходить в Москве и Санкт-Петербурге 23 и 24 февраля (Культура.РФ)
Петербургский уик-энд: городская афиша на 9–10 февраля (Интересант)
Афиша недели: 11–14 февраля 2019 (Business FM)
Первая выставка величайшего представителя турецкой творческой фотографии в России
Работы молодого турецкого автора
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: