Иван Васильевич Болдырев (1850 — после 1917) известен историкам как человек, одержимый идеей усовершенствования фотографической техники, автор ряда изобретений, к ценности которых его современники относились довольно противоречиво. В опубликованной в 1883 году брошюре Болдырева приведен их подробный список, включающий в себя и объектив собственной конструкции, и «камеру усовершенствованную, весьма легкую, с приспособлениями», и «смоловидную ленту» – прототип современной фотопленки. И хотя изобретения Болдырева представлялись на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве, были отмечены и различными бюрократическими ведомствами, и крупными учеными, включая Д. И. Менделеева, отечественных фабрикантов они не заинтересовали. Возможно, роковую роль в судьбе предложений Болдырева сыграло в целом негативное отношение к ним членов авторитетного Императорского русского технического общества

С течением времени становится все более очевидным дарование художника Болдырева – автора замечательно разнообразных фотографий. Его снимки были достаточно высоко оценены современниками, в том числе Владимиром Васильевичем Стасовым. Выдающийся критик считал, например, фотографические портреты казаков не менее выразительными, чем жанровые полотна любимых им передвижников.

Ирония истории в том, что сам Болдырев, о чем он оставил очень характерные записи, воспринимал свои работы прежде всего как способ продемонстрировать то или иное изобретение или техническое умение. К своему незаурядному композиционному мастерству, столь очевидному, например, в фотографиях Бахчисарайского дворца или серии снимков, сделанных в петербургских больницах в конце восьмидесятых годов, автор относился, видимо, как к чему-то само собой разумеющемуся. Можно удивляться этому странному равнодушию или найти в нем черты, роднящие Болдырева с большими художниками новейшего времени. Тем не менее, его слова «<…> труд мой не пропал даром» в результате оказались истинными.

Фотограф и изобретатель Иван Васильевич Болдырев родился 9 сентября 1850 года в бедной казацкой семье в станице Терновской Цимлянского района Ростовской области. Болдырев, по его собственным воспоминаниям, поздно освоил грамоту и должен был получить должность писаря, но выбрал другой путь… Позднее Болдырев так объяснял свой главный жизненный выбор: «Любя с малых лет мастерство, я решился научиться фотографическому делу, которое скорее могло дать мне денежные средства к существованию, а также и доступ в другие города».

В 1870 году Болдырев сделал первое изобретение – «универсальный объектив», с помощью которого он снимал свои первые портреты (в частности, артистов Новочеркасского театра). Двумя годами позже Болдырев решился на переезд в Санкт-Петербург. В столице он работал помощником и ретушёром в ателье, принадлежавшем успешному портретисту и пейзажному фотографу Альфреду Лоренсу, и посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. В 1874 году Болдырев поступил (в качестве вольнослушателя) в Академию художеств.

В 1875–1877 годах Болдыревым были сделаны фотографии, которые вошли в цикл «Виды и типы второго Донского округа», посвященный, возможно, главным его героям – землякам.

С 1878 года фотограф регулярно работает в петербургской Императорской Публичной библиотеке, снимая интерьеры здания и создавая портреты ученых – в частности, Владимира Васильевича Стасова, высоко ценившего мастерство Болдырева. В 1880 году знаменитый критик стал инициатором поездки Болдырева в Крым для съемок архитектурного памятника – Бахчисарайского дворца.

На протяжении нескольких лет, с 1878 по 1883 год, Болдырев представлял свои работы и одновременно пытался добиться одобрения сделанных им технических изобретений у членов отдела по светописи и ее применению Императорского русского технического общества. Несмотря на некоторые ценные опыты, в целом эти попытки завершались неудачно.

В 1882 году Болдырев участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, показав около 50 фотографий и, пожалуй, одно из самых любопытных своих изобретений – смоловидную пленку. Тогда он был удостоен бронзовой медали «за фотографические снимки, сделанные особыми, придуманными экспонентом способами и приемами».

В 1885 году Болдырев принял участие в Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне.

Судьба изобретений, да и самого Болдырева, сложилась далеко не самым счастливым образом. Проведенные им в 1885 году публичные опыты по использованию смоловидной пленки были восприняты доброжелательно, но дальнейшее продвижение своих идей без финансовой поддержки оказалось для Болдырева непосильной задачей.

Однако считать его бесплодным неудачником было бы крайне несправедливо. Кроме уже перечисленных свершений следует упомянуть талантливый альбом «Фотографии с натуры» (1874–1880). В 1880-е годы Болдырев создал серию снимков антрацитного рудника И. С. Кошкина, представляющую безусловный интерес как пример ранней русской индустриальной фотографии, созданной в условиях низкой освещённости. Болдыреву также принадлежит отснятая в конце восьмидесятых годов серия фотографий, посвященных деятельности видных петербургских врачей С. П. Боткина, Н. И. Соколова и их коллег.

В 1888 году его работы выставлялись на Первой фотографической выставке и заслужили похвальный отзыв Императорского русского технического общества «за фотографирование при искусственном свете художественно составленных сцен». Десятью годами позже, на Пятой фотографической выставке Болдырев показал свои работы российской публике, видимо, в последний раз. Сведения о дальнейшей его судьбе, прослеживаемой до 1917 года, очень скудны.

Известны адреса фотоателье Ивана Васильевича Болдырева в 1905 и 1906 годах – на Невском, 44 и Владимирском проспекте, 19, соответственно.


На выставке в РОСФОТО представлены все основные серии, циклы и альбомы автора: «Виды и типы второго Донского округа» (1875–1877), портреты в интерьере из альбома «Фотографии с натуры» (1874–1880), «Виды внутренние и наружные, снятые при искусственном свете И. Болдыревым с антрацитного рудника И. С. Кошкина», фотографии, передающие поиски автора в области съемки при искусственном свете керосиновых ламп и свечей, серия портретов петербургских деятелей культуры, цикл, посвященный деятельности видных петербургских врачей С. П. Боткина и Н. И. Соколова.

Мы работали над этой выставкой вместе с кандидатом искусствоведения Еленой Валентиновной Бархатовой – заведующей отделом эстампов Российской национальной библиотеки, директором Научной библиотеки Российской Академии художеств Людмилой Сергеевной Поляковой и хранителем фотографии НБ РАХ Майей Юрьевной Козловой.