Выставка «Картины природы» открывает юбилейную программу РОСФОТО «Открытая коллекция». Экспозиция рассказывает о становлении жанра пейзажной фотографии во второй половине XIX —  начале XX века в России на примере работ таких выдающихся фотографов из коллекции РОСФОТО, как Вильям Каррик, Максим Дмитриев, Евгений Вишняков, Михаил Настюков, Андрей Карелин, и других.

Пейзаж — старейший и любимейший жанр фотографии. Изобретатель первой фотографической техники Луи Жак Манде Дагер на своих первых снимках, созданных в 1839 году при помощи камеры-обскуры, запечатлел на посеребренных медных пластинах вид парижской улицы.

В России одним из первых начал снимать улицы Петербурга Вильям Каррик (1827–1878). Его интересовали в первую очередь реальные «уличные типы»: разносчики, дворники, почтальоны и т. д. А в 1870-х годах он трижды путешествовал по Волге, где запечатлевал, однако, не красоту волжских пейзажей, а виды бедных деревень с крытыми соломой избами, полуразрушенные речные мельницы, узкие сельские улочки, сжатые поля со стогами сена. 

Это существенно отличало снимки Каррика от работ других мастеров, которые стремились запечатлеть в своих кадрах величие Волги, красоту городов и сел на ее берегах.

Одним из первых в отечественной светописи прославил великую реку в своей фундаментальной  работе — альбоме «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани» (1866–1867) — фотограф М. М. Настюков.

По прошествии времени в 1880-х годах к видам волжских городов обращались многие мастера, их фотографии активно продавались на знаменитой Нижегородской ярмарке. Эти фотопейзажи  существенно уступают по качеству видовым снимкам нижегородского мастера М. П. Дмитриева (1858–1948), самого знаменитого и последовательного «певца» Волги. Большеформатные снимки Дмитриева были созданы «без ретуши на негативе и позитиве», как особо подчеркивалось в каталогах. Его пейзажи отличались яркой художественной направленностью и изобразительной мощью, несмотря на лаконичный характер композиций, включавших лишь бескрайнюю водную гладь да горы, Жигулевские или Богородские, курганы и одинокого бурлака.

В 1890-х годах фотография становится модным и престижным делом, во многих городах организуются фотографические общества, которые проводят выставки и конкурсы, устраивают фотоэкскурсии, способствуя этим активному развитию пейзажного жанра, совершенствованию видовой съемки.

Живописные проселочные дороги, дубовые рощи и берега извилистых рек, лесные чащи и таинственные озера находят отражение в массе снимков, созданных неизвестными любителями в конце XIX века. Множество фотографий тех лет запечатлели поэтичную природу русских усадеб; часто в ландшафтных кадрах оказались увековечены и члены дворянских семей.

Профессионалы и любители фотографии во все времена обращались к видовой съемке, к изображению родных ландшафтов. В одной из своих лекций видный ученый К. А. Тимирязев подчеркивал:

«Это чувство природы, сближающее всех людей, заключает в себе что-то неразгаданное: не берется его выразить словами поэт, не в состоянии разобраться в нем ученый. Какой-то безотчетный патриотизм — не тот узкий, мрачный, который разделяет людей, а более широкий, светлый, который их соединяет общей связью со своей родиной».   

На выставке представлено более ста фотографий в разных старинных техниках, а мультимедийная экспозиция показывает уникальные фотографические альбомы пейзажной фотографии из коллекции РОСФОТО. 

Информационные партнеры: