Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919–1998) — классик советской журналистики. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1937 году приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский электротехнический институт. Во время учебы Тарасевич увлекся фотографией и вскоре начал публиковать свои снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». С 1940 года фотокорреспондент ленинградского отделения фотохроники ТАСС. С начала Великой отечественной войны фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронта.

Почти всю войну Всеволод Тарасевич провел в блокадном городе, постоянно выезжая на фронт, в войска, защищавшие Ленинград. Много лет спустя, в начале 1990-х, уже будучи классиком советской фотографии, он напишет: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой „лейкой“, которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, помногу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук…»

В начале войны Тарасевичу было чуть больше двадцати лет, но, не зная этого, можно подумать, что работы выполнены зрелым мастером. Уже тогда его фотографии отличает прекрасное чувство композиции и тот гуманистический порыв, что впоследствии сделает его главным выразителем идей оттепели в советском фотографическом искусстве.

Тарасевич много снимает Ленинград с первых дней войны — прекрасный цветущий город в самый разгар белых ночей и людей, которые еще не могут осознать до конца, какая непоправимая беда пришла в их дом. Первые бомбежки, эвакуацию горожан, работу гражданского населения на строительстве оборонительных сооружений, блокадную зиму 1941–1942 годов, застывший город, умерших людей на улицах, реки и каналы, из которых обессилевшие жители брали воду. Эти снимки не получается смотреть мимоходом, каждая фотография требует от зрителя большой душевной работы.

Удивителен у Тарасевича блокадный город. Наверно, он главное действующее лицо этой трагедии. Фотограф много снимает Неву, улицы и проспекты Ленинграда. Любовь к нашему городу останется у Всеволода Тарасевича навсегда. В 60-е годы он снимет цикл самых романтичных фотографий Ленинграда.

Тарасевич входит в число отечественных мастеров фотографии, оставивших наиболее выразительные снимки войны. Он снимал военные действия на Ленинградском и Северо-Западном фронте с первых дней отступления, в период тяжелых оборонительных боев, участвовал в прорыве блокады и, наконец, в боях за полное снятие блокады. В самых лучших своих кадрах автор поднимается до философских обобщений о месте человека на войне.

Фотографическое наследие Всеволода Тарасевича очень объемно. Самая большая коллекция фотодокументов Всеволода Тарасевича (более 100 тысяч негативов) хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (г. Красногорск, Московская область). В общем доступе находится более 2,5 тысяч фотодокументов. Остальная часть собрания проходит процедуру экспертизы ценности и научно-технической обработки с целью дальнейшего включения отобранных фотодокументов в состав Архивного фонда Российской Федерации. В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится около 12 тысяч негативов его военных фотографий. Несколько десятков авторских отпечатков военных фотографий Тарасевича хранит в своих фондах Государственный музей политической истории России. Цифровые копии с негативов и отпечатков из этих трех коллекций представлены в выставочном проекте «Всеволод Тарасевич. Ленинградская блокада. Город и фронт». 


Организаторы Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Российским государственным архивом кинофотодокументов (Красногорск), Государственным музеем политической истории России (Санкт-Петербург) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга