РОСФОТО представляет проект «О ФОТОГРАФИИ. Случайность/сингулярность/приключение».
Выставка «О ФОТОГРАФИИ. Случайность/сингулярность/приключение» объединяет более 120 работ из коллекции РОСФОТО.
В экспозиции представлены фотографии известных мастеров XIX–XXI веков: Константина Шапиро, Моисея Наппельбума, Петра Оцупа, Игоря Савченко, Николая Гнисюка, Людмилы Федоренко, а также любительские снимки, фотографии из домашних альбомов, аэрофотосъемка и другие документы своего времени.
Выставка обращается к природе и поэтике фотографии, предлагая сместить внимание с сюжета снимка на сам процесс восприятия фотографии. За точку отсчета мы берем несколько ключевых философских концепций, однако не ограничиваемся ими и предлагаем зрителю прийти к собственным выводам на материале представленных работ.
Портрет художника Ивана Владимирова
1910‑е
Медведь "стервятник"
До 1915
Портрет Валерьяна Добужинского Фотография из семейного альбома
1878
Собака на крыше будки во дворе дома
1890–1900‑е
В классическом философском тексте «Camera lucida» Ролан Барт вводит понятие студиум (studium), общее поле культурного знания, благодаря которому даже без подписи и дополнительной информации человек часто может понять сюжет и обстоятельства съемки: кто изображен или что происходит в кадре.
Как противоположность понятию студиум Барт использует понятие пунктум (punktum) — небольшую деталь, фрагмент, который привлекает внимание к снимку, тревожит, притягивает к нему взгляд. Пунктум не содержит информации, а скорее выступает в роли знака пунктуации, вызывает сильный эмоциональный отклик.Пунктум связан с индивидуальным восприятием изображения. В пространстве выставки мы приглашаем зрителя понаблюдать, как одни и те же изображения воспринимают разные люди, у каких сюжетов проводят больше времени, на что обращают внимание.
Фотография обладает особенной связью с референтом. Художник может написать то, чего никогда не видел, но фотограф всегда отображает реальные предметы, как бы говорит зрителю: «оно там было».
По своей природе напрямую связанная с камерой, фотография — это, цитируя философа Вилема Флюссера, «технический образ», оператор «может снять только фотографируемое». На выставке можно увидеть, как меняющиеся возможности, связанные с конструкцией камеры и развитием светочувствительных материалов, влияли на то, чтó и кáк было сфотографировано.
Еще одна определяющая особенность фотографии, за исключением самых ранних техник, — это возможность тиражирования. Создание цифровых копий — одна из актуальных задач, решаемых музеем. Для истории важно сохранить следы времени: пятна, утраты и повреждения, создав достоверную копию документа. При этом с помощью цифровой реставрации можно сделать фотографию более читаемой, дополнительно «проявить» детали, почти утраченные со временем. На выставке мы впервые привлекаем внимание зрителя к этой дилемме.
В представленных в экспозиции работах есть ошибки, «поломки», «сбои», которые вызывают желание внимательно рассмотреть фотографии и разобраться в изображенном. Именно в пространстве выставки и коллективного просмотра становится ясно, что восприятие изображения зависит от бесчисленного множества обстоятельств, а фотография по своей сути, как говорил Ролан Барт — это «случайность, сингулярность, приключение».
Аэрофотосъемка
1972
Грачи прилетели
1964
Групповой портрет Фотография из школьного альбома
Опыты со светом
1922
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: