Загадочная неузнаваемость материи
Наталья Лях – современная художница. В еe жизненной географии и, уж тем более, смене российской художественной сцены на пространства галерей Парижа и Нью-Йорка нет ничего вынужденного или окончательного. Она нередко возвращается, чтобы представить очередной проект в модной петербургской галерее, на ярмарке «Арт Москва», а сегодня – в стенах РОСФОТО.
Несомненное предпочтение, которое оказывает Лях «прагматическому заданию» перед «высказыванием», столь же очевидное признание прав за единственной реальностью – собственным сознанием, свободное использование возможностей видеоарта внятно свидетельствуют о принадлежности работ художницы актуальному искусству.
Да и предыстория Натальи Лях, ее труды в области нейролингвистики не только внушают почтение, а характеризуют ее как художницу, живущую во времени, которое обязало творца стать образованным человеком, выйти за пределы рефлексии к миру множественных взаимодействий, которые подчинены знаку, биологии и физиологии. Иными словами – к пространству академических интересов ученого Натальи Лях.
Другое дело, что, существуя на прежней территории в новой роли, художница Лях ведет себя с оправданной раскованностью, не считая нужным иллюстрировать своими работами какие-либо теоретические построения и «идеи». А собственные идеи выражает и осуществляет с последовательной независимостью.
Одна из них буквально сформулирована ею как представление о темноте – синониме коллективного сознания и «конусе света», определяющем сознание художественное, индивидуальное.
Объяснение неизбежного страха темноты, вызванного даром человека населить ее фантомами, опровергается с ироничной жесткостью. Из темноты просто следует выхватить первый попавшийся под объектив предмет. Им может оказаться, например, спичечный коробок, и, если уж пугаться, то, наверное, неотступности тени, которая оказывается куда реальнее объекта.
Загадочная неузнаваемость материи – любимый мотив Натальи Лях. Следы лыж на снегу оказываются в родстве с царством прокариотных микроорганизмов, которые мы снисходительно именуем бактериями. Скомканный лист бумаги равен горной вершине под лучами солнца. Газ и пыль межзвездного вещества Галактики обнаруживаются в пакете для мусора.
Видный российский биолог, лингвист и психолог, Т. В. Черниговская, размышляя о качественных межполушарных различиях человеческого мозга, писала: «Остается, однако, неясным, что представляет собой целостное восприятие, что именно и как анализируется». Может быть, ее ученица пытается найти ответ?
Сергей Радлов
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: