В рамках Года российского кино
Рекламные снимки делали профессиональные «фотографы фильма», которые сопровождали производство каждой кинокартины. Они выполняли работы разного рода (съемка во время выбора натуры, фотопробы и так далее), но главной задачей было создать комплект фоторекламы. Он включал в себя «кадры из фильма» (постановочные снимки, сделанные в момент репетиции сцены или, чаще, сразу после снятого дубля), а также рабочие моменты съемок и портреты основных авторов картины (режиссера, автора сценария, исполнителей главных ролей). Эти фотографии тиражировались и вывешивались в кинотеатрах, а также передавались в прессу. Каждый снимок отражал индивидуальность автора, которому в абсолютном большинстве случаев было суждено остаться безымянным: понятия авторского права в данном случае фактически не существовало.
Экспозиция состоит из двух частей. Первая — фотографии, в основном, к классическим фильмам 30-х годов из коллекции «Ленинградского общества учебной и научной кинематографии» (1936–1939). Среди них: историко-революционные повествования — например, «Ленин в Октябре» М. Ромма, музыкальная эксцентрическая комедия «Веселые ребята» Г. Александрова, первый советский полнометражный цветной фильм «Груня Корнакова» Н. Экка, первый в мире полнометражный мультфильм с куклами и актерами «Новый Гулливер» А. Птушко и другие. Вторая часть экспозиции — рекламные фотографии к фильмам советских кинофабрик («Мосфильм», «Ленфильм», студии в Киеве, Минске, Таллине, Риге, Тбилиси, Ереване, Кишиневе), сделанные в период с 1940 по 1971 год. В этой части представлены фотографии и к очень известным картинам («Кубанские казаки» И. Пырьева, «Дама с собачкой» И. Хейфица, «Короткие встречи» К. Муратовой), и к забытым («Однажды ночью» Б. Барнета, «Трижды воскресший» Л. Гайдая, «Голубая стрела» Л. Эстрина).
Расположенные по хронологическому принципу, снимки показывают, как изменялись герои советских фильмов, а также демонстрируют изобразительный строй кинокартин. Кино двигалось от павильонов — к натуре, от иллюстрации идей — к человечности, от плакатности — к тонкости, от ярко выраженных эмоций — к сдержанности, от статуарности героев и повторяющихся композиций — к живости и разнообразию.
В этих снимках очевидно пренебрежение антуражем, декорацией. Как требовало искусство соцреализма и писала критика, вслед за фильмами в рекламе «все внимание уделено раскрытию внутреннего мира героев».
Сегодня в каждой киногруппе также работают фотографы, но кадры со съемок в кинотеатрах уже не встретить: их заменили постеры, рекламные выгородки и конструкции, большие мониторы, на которых демонстрируются рекламные ролики к фильмам. Фотография стала основой рекламного плаката, причем изображение, обработанное компьютерным способом, почти нарисовано заново.
Представленные на выставке рекламные фотографии отсылают нас к эпохе ручной работы, handmade. В кино первые три четверти века его жизни все было не нарисованным, а настоящим: декорации, массовка, движение, трюки, даже комбинированные кадры. Рекламная фотография к фильмам запечатлевала подлинный, осязаемый мир, и сама ему соответствовала «рукодельностью»: съемкой на пленку, проявкой в специальном бачке и печатью на бумаге.
Херсонский консервный завод
Крым, 1944
РОСФОТО КП 005/021
Еще
Генеральный директор РОСФОТО Захар Михайлович Коловский рассказывает о выставке «Стоп-кадр: советские фильмы в рекламных фотографиях» (телеканал «Санкт-Петербург»)
Что можно узнать о советском кино по фотографиям (Фонтанка.Офис)
Фотоотчет (Geometria)
Выставка-знакомство с выдающимся ленинградским фотографом кино
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: