Мартина Франк назвала фотографию «индивидуальным свидетельством нашей эпохи», имея в виду не причастность фотографа к историческим событиям. Она говорила о свидетельствах иного рода, о способности фотографии, отталкиваясь от простых вещей, создать поэтический образ времени. Оперируя фактами, фотография вырастает до метафоры, а разнообразие персонажей, которыми наполнены снимки, привносит многоплановость смыслов.

На выставке представлены работы свердловских фотографов 1970-х — начала 1990-х годов. В большинстве случаев неважно, были они сняты на Урале, в Одессе, Москве или Прибалтике. Это выставка о времени, о последних десятилетиях советской власти и об отечественной фотографии той эпохи.

Фотография, как и вся культура позднего советского времени, жила в двух измерениях: официальном и неформальном. Фотожурналист Владимир Борисов (1950–1988) профессионально работал по правилам коммунистической печати, снимал передовиков производства и сталеваров у мартеновских печей, но сердце его принадлежало иным героям — властителям дум интеллигенции 1970-х — 1980-х годов. Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Юрий Визбор, Олег Ефремов, Владимир Высоцкий и «Таганка» — они стали голосом своей эпохи. Но глядя и на жанровые снимки Владимира Борисова, мы узнаем героев знакомых книг, фильмов и бардовских песен, кажется, что в фотографиях звучит приподнятая романтическая нота «шестидесятников».

Параллельно с советской официальной фотографией существовали студенческие объединения и любительские фотоклубы. Они были свободны от редакторских заданий и цензуры, открыты к мировой фотографии, «просочившейся» через чешский журнал «Фоторевю». В Свердловске эту нишу занимали Фотохроника УПИ (Уральского политехнического института) и фотоклуб «Товарищ». С 1981 года фотоклуб возглавлял Анатолий Черей (1954–1993) — самый известный свердловский фотограф своего поколения. Также на выставке представлены работы живущего сегодня в Петербурге Игоря Горячева, екатеринбургского фотографа Сергея Рогожкина и других.

Молодые люди были искренни в поисках новых тем и нового языка, вдохновлялись творчеством Анри Картье-Брессона и фотографией «решающего момента». Для работ свердловских фотографов характерны гротеск и отношение к жизни как к театру абсурда. Они затрагивали темы, табуированные в советской фотографии: бедность, одиночество, отчаяние, смерть, вера. Не случайно персонажами многих снимков были дети с присущим возрасту ощущением жизни, где мечтательность переплетена со страхом и агрессией. Герой-фрик, герой-ребенок как будто заново открывал мир, ломая идеологические шоры.

Евгений Малахин (Старик Букашкин, 1938–2005) был художником из андеграунда. В начале 1970-х годов, когда автору было едва за тридцать и имидж «старика» еще не был придуман, он экспериментировал с техникой и формой фотографии, варил негативы и плавил эмульсию. Сегодня, оценивая творчество Евгения Малахина, стоит признать, что он является самым ярким и едва ли не первым арт-фотографом на Урале. Принадлежа своему времени и продолжая традицию модернистского искусства начала ХХ века, он сумел создать ни на что не похожие произведения.

Артем Беркович


Выставка проходит в залах Дворового корпуса РОСФОТО и в Доме кино. На экспозиции в Доме Кино представлена подборка наиболее знаковых фотографий из выставочного проекта «Индивидуальные свидетельства эпохи», параллельно проходящего в РОСФОТО. Помимо фотографий В. Борисова, С. Рогожкина, И. Горячева, В. Кунина и А. Черея, зрители смогут увидеть авторские произведения Е. Малахина (Старик Букашкин) и некоторых других участников фотоклуба «Товарищ».


Соорганизаторы: фотографический музей «Дом Метенкова», некоммерческая организация «Фонд развития фотографии», галерея «Поле»

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации