Уолтер Розенблюм — выдающийся фотограф, один из пионеров американской документальной фотографии. В экспозиции объединены работы, отражающие весь творческий путь мастера.


Наоми Розенблюм, историк фотографии и жена Уолтера Розенблюма:

Уолтер Розенблюм родился в Нью-Йорке в 1919 году в семье бедных эмигрантов из Румынии. Полный отчаяния после безвременной кончины матери, шестнадцатилетним подростком он бродил по улицам рабочего района, в котором он жил, c фотоаппаратом, полученным в подарок от старшей сестры, находя утешение в фотографии. Его интерес к фотографии стал ещё сильнее, когда он вступил в Фотолигу — организацию фотографов, которая занималась фотодокументированием жизни бедного класса в Нью-Йорке. Со временем он стал Президентом Фотолиги, обучался у Пола Стрэнда, одного из основателей Лиги, и виделся с великим фотографом-документалистом Льюисом Хайном и выдающимся фотографом городской жизни Беренисом Эбботом. Работая только с черно-белой фотографией, Розенблюм учился самостоятельно проявлять и печатать изображения и всегда оставался верным этой практике. В течение следующих 50 лет он также активно читал лекции и писал тексты о фотографии XX века и показывал выставки, одновременно продолжая работать фотографом.

Поступив на службу в армию во время второй мировой войны в качестве военного фотографа, Розенблюм присутствовал при высадке десанта в Нормандии и снимал военные операции в этот день на пляже Omaha Beach. Позже в качестве кинооператора он был причислен к противотанковому батальону и с ним прошел через Францию, Германию и Австрию, он сделал первую киносъемку концлагеря Дахау. Розенблюм был одним из фотографов Второй мировой, получивших наибольшее количество наград. Он был награжден орденами Серебряной звезды, Бронзовой звезды, пятью боевыми звездами, орденом Пурпурного сердца и Президентским знаком отличия.

Вернувшись к мирной жизни, Розенблюм почти сразу отправился в Европу, чтобы фотографировать испанских военнопленных в южной Франции. Эти фотографии были использованы для привлечения средств на медицинские нужды. В Нью-Йорке ему предложили работу преподавателя фотографии в Бруклинском Колледже — подразделении Нью-Йоркского Университета, одном из наиболее либеральных художественных колледжей, предлагавших в своей программе курс фотографии. Об этом решении он позднее ни разу не пожалел, потому что колледж принес ему бесценный опыт общения с несколькими поколениями молодежи. За 25-летний период он прошел путь от преподавателя до профессора. Кроме того, эта работа обеспечивала ему экономическую стабильность и достаточно свободного времени для осуществления фотопроектов, которые его увлекали. Розенблюм провел год на Гаити, снимал в Нью-Йорке и в Южном Бронксе, и ещё не раз возвращался в эти места, чтобы ближе познакомиться с местными жителями и их образом жизни. За проект «Жители Южного Бронкса» Розенблюм получил престижный грант от Фонда Гуггенхайма. Кроме Бруклинского колледжа он также преподавал в колледже Купер Юнион (Cooper Union) и в течение 20 лет в Летней школе Йельского университета. Ничто не приносило ему столько радости, как возможность знакомить молодых людей с чудесами фотографии.

Благодаря его интересу и знаниям в области фотографии, его приглашали во Францию преподавать на Фотографических встречах в Арле, в Бразилии он преподавал в Сан-Паоло, в Италии — в Центре исследования фотографических архивов. В ходе этих встреч он познакомился и подружился с молодыми фотографами со всего мира. <…> Его фотопроизведения выставлялись в США, Бразилии, Германии, на Гаити, в Италии, Испании и входят в состав многих коллекций, включая коллекции Музея Пола Гетти, Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, Национальной библиотеки Франции в Париже, Художественном музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В рамках выставки демонстрируется фильм «Уолтер Розенблюм: В поисках Питт-стрит», снятый дочерью фотографа Ниной Розенблюм — режиссером-документалистом, дважды номинированной на Оскар.


Кураторы выставки: Наоми и Нина Розенблюм, Андрей Мартынов