В 2004 году, когда после целой череды природных катастроф возросло внимание СМИ к проблеме глобального потепления, у меня возникла идея проекта, посвящённого вопросам современного отношения к природе. Моей целью было показать, насколько пейзажное изображение связано со способом его создания, а также как исторические формы репрезентации природы соотносятся с современными.


Работая над проектом, я побывал в местах природных катастроф и техногенных бедствий. Мне удалось собственными глазами увидеть, как природа реагирует на неправильные действия сбившихся с пути истинного человеческих сообществ. За годы съемок разрушенных ландшафтов был создан фотоархив, который лег в основу моего нового проекта, исследующего стратегии выживания.

Неотъемлемой частью проекта стали документальные материалы из СМИ, наглядное присутствие которых помогает понять, как конструируется наше восприятие природы.

Хотя проект «Я выживу» продолжает мои исследования взаимоотношения человека и природы, в нем я также затрагиваю темы адаптации человека к социуму и социума к природе. Я привожу примеры того, как другие виды живого — животные и растения — используют те же стратегии адаптации, что и человеческие сообщества, обитающие среди других форм жизни, и этим хочу показать, что сама природа поможет нам выжить.

Во время моих поездок я часто задавал себе вопрос: а вдруг что-нибудь случится со мной и моей командой? Я понял, какую смертельную опасность могут таить в себе и исследование пещер Венесуэлы, и морские путешествия в Арктику для съемки айсбергов. В век GPS и спутниковых коммуникаций, позволяющих наблюдать за происходящим на больших расстояниях, сложно себе представить реальность великих экспедиций XVIII и XIX веков. Священный трепет и страх перед природой больше не ощущаются на физическом уровне, и новости о катастрофах воспринимаются зачастую лишь как мелькание кадров на новостных каналах. Природные бедствия прошлого давно эксплуатируются массовой культурой: использование нашего подсознательного стремления к самоуничтожению породило к жизни огромный коммерческий рынок песен, фильмов и видеоигр, которые предлагают нам пугающие сценарии близкого Апокалипсиса.

В нашем быстро сжимающемся мире скоро не останется мест, не затронутых загрязнением, мест, где всё ещё можно пить сырую воду. Порой кажется, что мы участвуем в гонке за скорейшее исчезновение человеческой расы и что развитие технологий обусловлено всё нарастающей необходимостью решения созданных нами же проблем. Истина состоит в том, что природа не нуждается в человеке, как нас ни пытаются убедить в обратном. Это человек нуждается в природе для того, чтобы выжить в биосфере.

Цель проекта «Я выживу» — это не только создание новой серии фотографий, своего рода фотоотчета о работе в Венесуэле. Этим проектом я хотел показать, как работа в качестве фотографа научной экспедиции расширила мою художественную практику, стала продолжением исследования пейзажного искусства и способом применения новых концептуальных стратегий к современным моделям репрезентации — извергаемому СМИ потоку тщательно отобранных изображений освоения, воспроизведения, визуального представления и рекламирования природы.