Произведения классиков советской фотографии
Уникальным событием для отечественной культуры стало возвращение большого собрания «советской фотографии» в состав музейного фонда Российской Федерации. Выставка «Советское фото» представляет произведения классиков советской фотографии, поступившие благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации в фонд Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО из частного американского собрания.
Состав экспозиции во многом повторяет иллюстративный ряд первого тома ставшего хрестоматийным издания «Антология советской фотографии» (составители Л. И. Ухтомская, А. Ф. Фомин), вышедшего в 1986 году в Москве в издательстве «Планета». По замыслу авторов, «Антология» стала «краткой историей развития фотоискусства в условиях социалистического строительства». Это же определение можно отнести и к данной выставке.
Представленная подборка фотографий с одной стороны — набор широко известных официальных фоторабот, традиционно ассоциирующихся с понятием «советское фото», с другой — ряд выдающихся художественных произведений своего времени, выполненных талантливыми художниками. Это двойственное прочтение относится ко всему искусству советского прошлого, где деление на «официальное» и «неофициальное» было фундаментальной основой восприятия произведения современниками. И если «убивающая ирония» в языке литературных описаний «социалистического быта» Андрея Платонова была понятна большинству советских читателей, то другие замечательные художественные произведения, закованные в цензурные форматы, и в первую очередь, «мощное орудие пропаганды» — советская фотография, только в последние десятилетия получают достойное и многоплановое прочтение. И здесь следует отдать должное авторам «Антологии» — компетентным специалистам, обладавшим тонким художественным вкусом: открывая том в традициях советской идеологической системы «ленинианой», они сумели создать уникальную и представительную коллекцию произведений высочайшего художественного уровня.
Сейчас, изучая подобного рода снимки, мы воспринимаем изображения через призму «обратной исторической перспективы». Они наполнены для нас «родительской памятью», иным, гораздо более глубоким контекстным содержанием, документальной достоверностью и трагизмом. Советская визуальная публицистика, призванная в первую очередь решать задачу торжества социалистического реализма, то есть «правдивого отображения жизни в ее историческом развитии», теперь стала для нас подлинным и драматическим свидетельством ушедшего прошлого. А профессионалы, «посвятившие» себя служению идеологической пропаганде, непревзойденные мастера, в силу обстоятельств использовавшие «новый» образный язык, наполнили глубоким и подлинным художественным содержанием документальную и репортажную фотографию той эпохи.
Одним из авторов-составителей «Антологии» была Лиля Исааковна Ухтомская (1924–1997), в разное время являвшаяся руководителем фотослужбы ВДНХ и сотрудником нескольких крупнейших журналов, выходивших в Советском Союзе, таких как «Огонек», «Советский Экран», и ставшая, по словам ее биографов, «ангелом-хранителем» журнала «Советское фото». Некоторые произведения, включенные в экспозицию, находились в ее собственной коллекции.
В основном, выставка составлена из авторских отпечатков известных советских фотографов: работы из серий «Рождение “Искры”» и «Сельские комсомолки» Георгия Зельмы, снимки «Парад физкультурников» Аркадия Шайхета, «Динамо» и «Первый трактор» Бориса Игнатовича, «Мавзолей зимой» Эммануила Евзерихина, «Электрификация дороги Ростов-Иловайская» Ольги Ландер, «Строительство Братской ГЭС» Макса Альперта, «Монтажники» Семена Фридлянда, «Известия» Александра Родченко, портреты Моисея Наппельбаума, снимки продукции «ЗИС» Дмитрия Бальтерманца и многие другие.
Также представлены редкие, нетиражированные произведения. Многие отпечатки уникальны для коллекции своим большим форматом — «Портрет Сталина» Макса Альперта, полутораметровый фотоколлаж Валентины Кулагиной, созданный специально для павильона Сибири на ВДНХ, и другие.
Почти все экспонируемые произведения являются хрестоматийными шедеврами, которые часто присутствуют на выставках и публикуются в изданиях, посвященных советской фотографии.
Еще
Советские будни в реалистичных фотографиях музея РОСФОТО (Мегаполис)
В Петербурге стартовала выставка советской фотографии (Metro)
Сталин вернулся (Афиша)
«Советское фото» (ART1)
Лучшие оригинальные фотографии, поступившие в собрание с 2002 по 2017 год
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: