История российской фотографии хранит имена авторов, чьи лучшие работы сегодня известны каждому любителю фотографии. За каждым из таких снимков стоит культурная история, дух эпохи, в котором биография автора сплетается с историями его героев. Николай (Микола) Гнисюк известен в первую очередь как фотограф кино, создавший целую галерею высококлассных снимков звезд кинематографа.

Первая ретроспектива мастера включает творческие работы, выполненные с 1960-х по 1980-е годы, которые до сегодняшнего дня никогда не были представлены петербургскому зрителю.

87 фоторабот охватывают 20-летний период творчества Николая Гнисюка, который условно можно разделить на три периода. Он начал заниматься фотографией профессионально в 1964 году, работая на Рижской киностудии. Важную роль в становлении Миколы Гнисюка как фотографа сыграл латвийский фотохудожник Гунар Бинде.

С самого начала Гнисюк увлекался портретной и жанровой фотографией. В середине 1960-х автор приехал в Москву, где создал ряд фотоснимков, фиксирующих повседневную жизнь на улицах столицы.

Стилистически эти снимки можно отнести к ранним образцам стрит-фотографии в современном ее понимании. Сегодня Николая Гнисюка можно было бы назвать первым стрит-фотографом советского периода.

В 1967 году Гнисюк начал работать штатным фотографом главного советского журнала о кино «Советский экран». За двадцать лет работы в журнале Гнисюк создал большое количество цветных портретов киноактеров, 400 из них украсили обложку «Советского экрана». С начала 1970-х мастер работает над созданием черно-белых психологических портретов советских и зарубежных режиссеров, сценаристов, актеров, многие их которых были его близкими друзьями.

На выставке можно увидеть портреты  Елены Соловей и Анни Жирардо, Александра Абдулова, Олега Янковского, Аллы Демидовой, Евгения Леонова, Отара Иоселиани, Акиры Куросавы, Андрея Миронова, Ларисы Шепитько, Жана-Люка Годара, Софи Лорен, Альберто Моравиа, Марчелло Мастроянни и многих, многих других.

В это же время Николай Гнисюк пробует свои силы в художественной фотографии. Созданные им «маленькие шедевры» часто публикуются и участвуют в выставках и конкурсах, которые приносят ему заслуженную славу. Выполненные и отобранные автором в разное время отдельные и самодостаточные фотографии наполнены философским смыслом, иронией и жизненной правдой. 

Любовь к родителям и искренний интерес к родине и ее жителям послужили основой еще одной важной для автора темы, над которой он работал всю жизнь. В цикле «Жители моей деревни» пронзительно ярко раскрывается образ крестьян, с вниманием и любовью передается традиционный уклад их жизни.

Работа в кино принесла Николаю Гнисюку международную славу мастера портретной фотографии, свидетельством которой стало приглашение фотографа на вручение премии «Оскар» американской киноакадемии.

Выставка результат длительной и кропотливой совместной работы РОСФОТО и вдовы фотографа кинорежиссера и сценариста Надежды Майданской, хранительницы творческого наследия Николая Гнисюка.

В рамках выставки демонстрируется фильм «Фотограф» о жизни и творчестве мастера, созданный Надеждой Майданской.

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации