В рамках восьми встреч слушатели узнают о том, как фотография формировала новый взгляд на реальность и способы ее изображения, на оценку событий и фактов
В рамках 8 встреч слушатели узнают о том, как фотография формировала новый взгляд на реальность и способы ее изображения, на оценку событий и фактов. Фотография также становилась мощным средством пропаганды и формировала стиль жизни.
Мы поговорим о том, что развитие фотографии в России в ХХ веке было сопряжено с тотальным давлением идеологической системы. Вместе с тем фотография давала большую возможность для выражения тех сфер жизни и культуры, которые не были подвержены непосредственной эстетической регламентации. Иначе говоря, фотография демонстрирует, с одной стороны, возможность непосредственного знакомства с повседневной культурой, а с другой ускользание, разрыв с ней вследствие присущих ей специфических особенностей (речь идет о Punctum1).
Особенное внимание будет уделено современной фотографии, переживающей с начала 1990-х годов расцвет, что связано с появлением новых технологий, имен и направлений.
Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от начала XX века до начала 2000-х гг. Богатый иллюстративный материал позволит рассмотреть феномен российской фотографии со всей возможной предметностью и наглядностью.
[1] Punctum — сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением. Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии» (1980)
Концепция литературы факта в ЛЕФе (творческое объединение «Левый фронт искусств») и приемы «обнажения приема» в конструктивизме. Фотография и кинематограф: эстетика «киноглаза» и «монтаж аттракционов» (Д. Вертов, С. Эйзенштейн).
Съемки-серии, съемки-монументы: пафос новизны и документальности. Путь Родченко в фотографию — супрематизм, конструктивизм и линиизм. Приемы композиции и ракурсы Родченко. Родченко и современная ему фотография на Западе (Ласло Мохой-Надь и др.)
Фотомонтаж и коллаж как новые приемы конструирования события (динамизм, информативность, концептуальность). Роль фотографии и фотоколлажа в советском плакате и рекламе: Г. Клуцис, В. и Г. Стенберги, С. Телингатор. Использование приемов фотомонтажа в книге и журнальной графике.
1920-е годы принесли с собой сексуальную революцию, раскрепощение отношений между полами. Кроме того в 20-е годы прошлого столетия постепенно развивается массовое физкультурное и спортивное движение, складывается культ здорового тела. Это нашло отражение в искусстве, где тема обнаженной натуры начинает играть важную роль. Фотографом, в творчестве которого эта тема нашла наиболее яркое выражение, можно считать Александра Даниловича Гринберга (1885–1971).
Возвращение к традициям пикториальной фотографии конца ХIХ–начала ХХ века. Обнаженное тело в фотоискусстве тридцатых годов (артистическая, театральная и постановочная съемка). Понимание света, фактуры и композиции в живописной фотографии.
Иерархия видов и жанров в концепции живописи соцреализма. Борьба с формализмом и натурализмом (фотография как «плохой реализм»). Советская парадная фотография и портретная живопись. Безымянная хроника эпохи: парады, демонстрации, суды, промышленность, быт. Конфискованная и запрещенная фотография. «Современность» как эстетический феномен в фотодокументалистике эпохи «оттепели».
На волне сурового стиля, охватившего все стороны советского изобразительного искусства, происходит решительная перемена в фотографии. Во-первых, она стремительно демократизируется – фототехника становится массово-доступной, утверждает себя любительская фотография. Во-вторых, существенно расширяется репертуар тем, мотивов: идет настоящая фотоохота за новыми сюжетами по всей стране. В-третьих, совершается поворот в сторону частной жизни и чувств отдельной личности.
Предыстория военной фотодокументалистики в России (снимки Первой мировой войны и Гражданской войны). Военный фоторепортер: профессия и специфика взгляда. Статус «события» в военной фотографии. Американская и западноевропейская фотография времен Первой мировой войны.
Военный фотограф оказывался причастен к событиям, фиксирование, отображение которых на пленку, было связано с сильными эмоциональными потрясениями, связывало воедино страх смерти, риск, желание жить и многие другие сильные, часто полярные чувства. Быстрота и сиюминутность, неотвратимость происходящего принуждали фотографов все время быть на передовой, в гуще событий, что делало их работу таким же подвигом военной повседневности, как и каждодневный труд солдата на войне. Не случайно одно из правил военных фотографов гласит: «если ты снял слишком резко, значит, ты был недостаточно близко».
Военные фотографии Бориса Смирнова нельзя отнести к разряду домашнего архива. Наоборот, частное, маргинальное, боковое зрение любительского снимка вознесено здесь на уровень профессионального осмысления увиденного, за которым ощущается своего рода философия войны. Мир рассматривается в упор, как бы в оптический прицел, и этот предметный разговор ведется с помощью разнообразных «найденных объектов», выразительность которых состоялась, в частности, благодаря таланту художника с присущей ему фантазией, изобретательностью и остроумием.
Мышление «сквозным мотивом» соединяет часто разрозненные снимки в серии, когда за отдельными фотографиями видится продуманное послание. Очевидная концептуальность фотографического мышления выводит фототворчество Смирнова далеко за рамки своего времени, образуя мост между «предметной метафизикой» и «смысловым сдвигом» искусства 1930–40-х годов (Хармс) с концептуализмом 1970–80-х годов и нашим временем.
Фотоклуб «Зеркало», созданный в Ленинграде в конце 1970-х годов (Б. Михалевкин, С. Подгорков, Е. Раскопов), стал одним из центров притяжения талантливых мастеров и во многом определял направления поисков ленинградской фотографии того времени.
Создателем же ленинградского фотоандеграунда можно считать К. Кузьминского, на квартире которого открылась первая неофициальная выставка фотографии «Под парашютом» в 1975 году. В ней приняли участие Б. Смелов, Б. Кудряков, Л. Богданов, О. Корсунова, В. Окулов, Г. Приходько, В. Мария Тиль, В. Михайлов.
Наиболее значительной фигурой среди них был Борис Смелов, задавший свое видение последующим поколениям фотохудожников. Он снимал ленинградские пейзажи, интерьеры с крупными, насыщенными фактурой времени деталями, людей, всюду добиваясь особой мрачноватой контрастности и глубины резкости с сильно акцентированными модуляциями света и тени.
Предметом рефлексии фотографов начала-середины 1990-х гг. становится наследие советской цивилизации, уже канувшей в лету, но оставившей после себя многочисленные памятники, представляющие из себя руину. Показателен в этом смысле проект И. Мухина «Монументы»: фотографии разрушающихся гипсовых пионеров, физкультурников, героев советской жизни живо вызывают ассоциации с аналогичными персонажами фотографий Родченко, полных жизни, надежд и устремленных в будущее. Однако ощущение уже полностью завершенного советского времени в фотоработах Мухина еще более явственно оттенено его же снимками текущей московской жизни, с ее беспокойным, разрываемым на части биением времени, ощущением неизбежности происходящих перемен, рождением нового ощущения, более легкого, мимолетного.
Наиболее востребованным и скандально знаменитым фотографом 90-х гг. прошлого века становится Б. Михайлов, близкий по жесткости съемки и физиологическому уродству и патологии своих персонажей творчеству Д. Арбус. Взгляд фотографа безучастно-изучающе, холодно-отстраненно фиксирует жизнь социального дна, где бездомные охотно позируют перед объективом наподобие средневековых прокаженных, юродивых и нищих.
Фотобум в петербургской фотографии 1990-х годов. Творчество А. Китаева, А. Чежина, И. Лебедева, Е. Мохорева, А. Титаренко и др.
Глеб Ершов — доцент кафедры искусствоведения СПбГУКиТ. Автор более ста статей по вопросам истории русского и зарубежного искусства. Куратор галереи NAVICULA ARTIS (с 1994 года). Организатор и куратор Международного Хармс-фестиваля (1995–1998, 2005). Выступил организатором и куратором более 70 выставок изобразительного искусства в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Польши, Германии.
Стоимость всего курса (8 лекций): 2 500 р. Для студентов очной формы обучения (при предъявлении студенческого билета): 1800 р. Одна лекция: 350 р. Автоматическая регистрация на курс: curator@rosphoto.org
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: