1920–1940-е годы были, безусловно, самыми драматичными в истории отечественной фотографии ХХ века. Смена общественного строя, вызванная октябрьским переворотом 1917 года, привнесла в страну идеологию социального равенства и справедливости. Власть придавала огромное значение пропаганде этих идей и агитации за их скорейшее воплощение. Выдвинутый ею призыв построения нового мира привлек на сторону большевиков и молодую российскую интеллигенцию. На волне лозунга «Искусство в массы!» молодые литераторы, художники, архитекторы, кинематографисты, театральные режиссеры и музыканты стали создавать произведения, отвечающие, как они считали, задачам построения социалистического общества.

Эти бурные процессы не миновали и фотографию. К концу 1920-х — началу 1930-х годов сформировались и обрели своих лидеров три основных направления в советской фотографии.

Художественная, или «салонная», фотография, пропагандируемая Русским фотографическим обществом, основанным еще до революции, продолжала традиции европейской пикториальной школы и, как полагала тогдашняя критика, имела ярко выраженный «буржуазный» характер. Самыми известными ее представителями были Александр Гринберг, Николай Андреев, Василий Улитин, Николай Свищов-Паола, Петр Клепиков, Сергей Лобовиков, Юрий Еремин.

Новые советские фоторепортеры, работавшие, как правило, в партийных газетах и журналах, призывали рассматривать фоторепортаж как орудие классовой борьбы и пропагандировать достижения в промышленности, сельском хозяйстве, новом, советском, быте. За «пролетарскую» фотографию наиболее последовательно агитировали Аркадий Шайхет и Семен Фридлянд.

Третье — «левое» — фотографическое направление, сформированное «левым фронтом искусств» и творческой группой «Октябрь», ярче всего представляли Александр Родченко и Борис Игнатович. Они вырабатывали новые приемы динамичного видения на основе конструктивной композиции. Это имело огромное значение для обретения фотографией собственного изобразительного языка, но не спасло художников этого направления от нападок советской критики. Обвиненная в формализме, группа «Октябрь» прекратила свое существование в конце 1932 года.

Самым печальным итогом этого времени стало то, что уже к середине 1930-х годов все три направления постепенно исчезают. Возглавляемая Сталиным компартия провела серьезные «чистки» на идеологическом фронте и положила конец, как «левым», так и «правым» течениям в советском искусстве. Еще до закрытия «Октября», в 1930 году, было распущено Русское фотографическое общество, а его ведущие члены — А. Гринберг и В. Улитин — были арестованы как «социально-опасные элементы». Не избежал неприятных контактов с НКВД и Аркадий Шайхет, а идея «пролетарской фотографии», как и вообще пролетарского искусства, потеряла свою актуальность уже в 1932 году.

К концу 1930-х годов в советском искусстве была полностью утверждена теория социалистического реализма, а «эпоха оптимизма», возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры в идеалы светлого будущего — очень короткая, но и очень продуктивная, сменилась временем тоталитарного контроля партии над всеми процессами в художественной жизни общества.

Финалом «эпохи оптимизма» в советской фотографии, вероятно, можно считать победу над фашистской Германией в 1945 году. Фотографы, прошедшие отечественную войну, видевшие и запечатлевшие ее жертвы и потери, восприняли и показали Победу как истинно национальный триумф и повод надеяться на лучшее будущее. Однако жесткая послевоенная цезура, преследования по пресловутому «пятому пункту», изоляция страны во времена «холодной войны» не позволили этой надежде осуществиться . К сожалению, очень немногие фотографы первого советского поколения обрели «второе дыхание» в послевоенное время.

Наша выставка представляет три основных направления в советской фотографии в период между Октябрьской революцией и окончанием Великой Отечественной войны. Русская пикториальная фотография представлена работами Александра Гринберга; конструктивистская фотография — произведениями Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Михаила Прехнера; советская репортажная фотография — работами Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Георгия Петрусова, Евгения Халдея, Ивана Шагина.

Андрей Баскаков,

председатель Союза фотохудожников России,

директор агентства «ФотоСоюз»

Выставка предоставлена Союзом фотохудожников России и агентством «ФотоCоюз».