В начале XX века архитектурный облик Петербурга, Москвы и многих других городов России изменяется в связи с бурным ростом промышленности и большим притоком населения. В столицах строятся многоэтажные доходные дома и новые общественные здания, увеличивается количество и ширина улиц, на смену конкам и пролеткам приходят трамваи и автомобили. Чтобы сохранить на память потомкам исчезающий дух российских городов, Императорское Московское археологическое общество (ИМАО) вело активную работу по выявлению, исследованию, учету и реставрации памятников истории и культуры, а также приглашало к сотрудничеству известных фотомастеров. В разные годы фотографии для Общества выполняли такие специалисты светописи, как И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, Н. Н. Ушаков, П. В. Орлов, И. Н. Александров, А. А. Губарев, К. А. Фишер. В ряду этих фамилий особое место занимает выдающийся фотограф рубежа веков П. П. Павлов. По заданию ИМАО и его комиссии «Старая Москва» он проводил съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы.
Его фотографии отличаются четкостью, большой детальностью и прекрасно передают городскую застройку конца XIX — начала XX века. Камера Павлова сохранила для последующих поколений археологические и реставрационные работы в Кремле, открытие памятника Александру II, народные торжества, гуляния у стен Новодевичьего монастыря, а также наиболее известные архитектурные сооружения центра города. Многие из его снимков украсили путеводители по Москве 1900-х — 1910-х годов.
Его мастерски выполненные снимки пользовались большой популярностью у современников. Одними из самых востребованных московских сюжетов были фотографии с видами монастырей, церквей, часовен и стен Кремля, панорамой Красной площади с памятником Минину и Пожарскому и собором Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), изображения Городской думы, Пашкова дома, Петровского дворца и другие. Особенно ценны для зрителя начала XXI века фотографии московского ландшафта и памятников начала века двадцатого — утраченной Сухаревской башни и застройки Кремлевской набережной, перенесенных со своего исторического места в 1930-х годах Триумфальных ворот, а также восстановленных в 1990-х — 2000-х годах Иверской часовни и храма Христа Спасителя. Видовые фотографии, выполненные Павловым в жанре художественной панорамной съемки, с особым обаянием и живостью передают атмосферу ушедшей эпохи.
Петр Павлов
Красная площадь. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь
Москва, 1890‑е
РОСФОТО КП 061/005
Московский кремль и набережные Москва-реки
П. Павлов, 1891-1900
Храм Христа Спасителя
Москва, 1891–1900
РОСФОТО КП 061/011
Вид на Константино-Еленинскую, Набатную, Царскую и Спасскую башню Кремля.
Часовня Иверской Богоматери в Воскресенских воротах Китай-города, Москва, 1893–1904
РОСФОТО
Москва, Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, 1891–1900- е
Улица Сретенка. Вид на Сухареву башню
Москва, 1890–1900‑е
РОСФОТО КП 061/014
Царь-пушка
РОСФОТО КП 061/020
Кремль и Храм Христа Спасителя, Москва, 1891–1900
Императорский Большой театр в Москве
Павлов П.
1891-1900
РОСФОТО КП 061/013
Петр Петрович Павлов родился в 1860 году в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 году приехал в Москву из Петербурга. Устроился в известную фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», принадлежавшую в то время А. Мею и М. Шиндлеру, где проработал 10 лет. В 1891 году Павлов открыл собственное ателье на углу Мясницкой улицы и Златоустинского переулка в доме Вятского подворья, в котором занимался, в основном, портретной и групповой фотографией. Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества (с 1894 года). В 1896 году его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, удостоившись бронзовых медалей. Переехав в 1914 году на Петровку (дом № 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924). Похоронен Петр Петрович Павлов у деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии.
Архитектурные снимки начала XX века
Фотографии из частных московских собраний, связанные (иногда самым неожиданным образом) с северной столицей
Выставка в Галерее искусств Зураба Церетели, Москва
Выставка в Государственном музее искусства народов Востока
Последнее изменение 26.11.2024
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: