Русский балет за границей Проект подготовлен в сотрудничестве с известным коллекционером и историком моды Александром Васильевым
Среди моих архивов и коллекций есть редкое собрание фотографий, посвященных истории Русского балета. Сто лет назад гениальный импресарио Сергей Дягилев вывез в Париж созданную им балетную труппу, и с той поры слова «Ballet Russe» стали именем нарицательным. Талантливые хореографы нового направления — Михаил Фокин, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский и его сестра Бронислава Нижинская, Жорж Баланчин и Серж Лифарь подняли уровень постановок Русского балета на недосягаемую высоту; великолепные декораторы и создатели балетных костюмов — А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов создали новую эпоху в мировом театрально-декорационном искусстве; бесконечная вереница эмигрировавших за границу звезд Императорского балета из Петрограда и Москвы украсила сцены мира своим искрометным талантом, безупречной техникой русской балетной школы, глубоким артистизмом и своими яркими, надолго запоминающимися образами.
Выставка, которую я собираюсь представить петербургским зрителям, — это галерея фотопортретов удивительных звезд, чьи имена некогда украшали афиши лучших сцен мира, за автографами которых охотились, чьи выступления приводили публику в неистовый восторг. На протяжении долгих карьер, и сегодня впечатляющих своей продолжительностью любого балетомана и историка балета, русские служительницы Терпсихоры позировали множеству профессиональных фотографов для журналов, театральных программок, афиш или газетных публикаций. Для выставки мне удалось отобрать около 200 редких, ранее практически не публиковавшихся в России фотографий, которые помогут нашим современникам познакомиться с судьбами балерин и танцовщиков прошлого века, многие из которых стали мировыми звездами первой величины.
Портреты божественных Анны Павловой и Тамары Карсавиной, загадочной Ольги Спесивцевой и блистательной Александры Даниловой, виртуозной Веры Немчиновой, талантливого Адольфа Больма отметят тот период истории, когда Русский балет мог питаться силами, взращенными еще в России. Но после кончины Дягилева в 1929 году в Венеции его великолепная труппа распалась, и только три года спустя возникли две новые труппы — «Русский балет Монте-Карло» и «Русский балет полковника де Базиля». Руководили ими два опытных импресарио — Леон Блюм и Василий Григорьевич Воскресенский, казачий сотник, ставший известным в балетном мире под псевдонимом полковника де Базиля.
Эти две труппы существовали одновременно, много гастролировали с новыми постановками и восстановленными спектаклями дягилевского репертуара и исколесили на протяжении 1930-х и 1940-х годов полмира. Они давали спектакли в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Для пополнения трупп новыми силами на ведущие роли были приглашении юные «беби-балерины», воспитанницы лучших парижских балетных студий Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской — в прошлом ведущих балерин Императорского Мариинского театра в Петербурге. Ими стали восхитительная Ирина Баронова, виртуозная Тамара Туманова и лирическая Татьяна Рябушинская, которые пополнили состав труппы «Балета полковника де Базиля», а в «Русский балет Монте-Карло» были приглашены грациозная Наталья Красовская и несколько солистов-мужчин, выпускников вышеупомянутых балетных студий. После окончания Второй мировой войны интерес к славным труппам Русского балета стал утихать, а кончина де Базиля окончательно перевернула эту страницу истории русского балета за границей.
В 1950-е годы во Франции возникла еще одна гастрольная труппа — «Балет маркиза де Куэваса», украшением которого стали прекрасная русская балерина, прима парижской Гранд-Опера Нина Вырубова и ее современница, парижская звезда черкесского происхождения Людмила Черина, а также парижский танцовщик Андре Проковский, ученик Любови Егоровой.
Эпоха 1960-х годов была ознаменована продолжением холодной войны и дерзким прыжком через барьер аэропорта Бурже молодого и талантливого Рудольфа Нуриева в 1961 году. Его работа на сценах мира и в кино стали примером для подражания целого поколения молодых западных танцовщиков. Одновременно с Нуриевым в Канаде оказалась блестящая киевская балерина Галина Самцова, ставшая впоследствии одной из звезд Английского балета.
В 1970-е годы потери советского балета за границей стали еще более ощутимыми. В Лондоне во время гастролей Кировского театра в 1970 году осталась воздушная Наталья Макарова, в Канаде в 1974 году — фантастический Михаил Барышников. Тогда же в Израиль эмигрировали солисты Кировского балета Валерий и Галина Пановы. С большим международным скандалом в Нью-Йорке в 1979 году остался прекрасный солист Большого театра Александр Годунов. Из той же злополучной гастрольной поездки не вернулась в СССР чета Козловых — Валентина и Леонид.
В 1980 году в Японии попросили политического убежища бывшая прима Большого театра, тетка Майи Плисецкой, Суламифь Мессерер и ее сын, солист Большого, Михаил. В 1983 году в Италию уехал солист Большого театра Владимир Деревянко, вскоре последовал в Англию Станислав Часов. В конце ХХ века за границей оказалось великое множество балетных звезд из СССР, среди которых надо отметить Аллу Осипенко, Ирину Колпакову, Галину Мезенцеву, Галину Шляпину, Игоря Зеленского, Елену Панкову, Ирека Мухамедова и Владимира Малахова.
Мне довелось быть лично знакомым со многими звездами Русского балета за границей и даже работать с ними. Доказательством этому является редкая коллекция автографов на фотографиях, выставляемых в залах РОCФОТО на Большой Морской в Петербурге. Зрители увидят автографы участников дягилевского балета — Валентины Кашубы, Анатолия Вильзака, Александры Даниловой, солистки Императорского Мариинского театра Алисы Вронской, подписи Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Тамары Григорьевой, Татьяны Лесковой и многих других.
Редким дополнением этой уникальной выставки являются фотографии из архива Ксении Триполитовой, чьи воспоминания, озаглавленные «Маленькая балерина», недавно были изданы в Москве. Радостью для зрителя, полагаю, станут редчайшие фотографии с портретами малоизвестных артистов русского балета за границей — Лили Никольской, Ольги Старк, Жоржа Скибина, Андрея Эглевского и многих других.
Выставку я бы хотел посвятить 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Думаю, она станет прекрасным подарком для эстетов, балетоманов, историков и всех любителей прекрасного.
Александр Васильев Париж
₽
Из коллекции Александра Васильева
Уникальная экспозиция из личной коллекции историка моды
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: