Юрий Мечитов

Сергей Параджанов…

Сергей Параджанов…



Человек колоссальной, чудовищной, почти животной энергии, силовое поле которого заманивало и не отпускало многих. Его толстые, на вид неуклюжие пальцы работали неутомимо и чрезвычайно ловко. Он рисовал, кроил, шил, готовил еду, мыл посуду с изяществом фокусника. Страшно не терпел, когда кто-то не мог забить гвоздь, завязать узел, повесить картину. Он жил и творил ежечасно, ежеминутно, в любое время, в любых условиях, за столом, на съемочной площадке, в тюремной камере…



27 июня 1979 года. Я зашел во двор к Сергею, когда он вместе с художником Гоги Месхишвили и племянником Гариком, тогда Хачатуровым, демонстрировал красивейшую кружевную ткань. Куда впоследствии подевалась она, я не знаю. Скорее всего была подарена кому-то эффектным театральным жестом.

Он впитывал жизнь, он жаждал жить – творить с какой-то дикой неистовостью. Он создавал свою единственную, неповторимую, не связанную с какими-либо канонами красоту из совершенно не подходящих вещей – кефирных крышек, старых гребешков, поломанных игрушек… Своим вещами он придумывал забавные биографии. Его гость обязательно удостаивался чести сидеть на стуле, на котором «сидел сам Наполеон», рассматривать картину, которая «висела в царских покоях», и попивать чай из чашки, «принадлежавшей» кому-то из выдающихся личностей. Он любил и умел красиво дарить. Даря, он тем самым «распределял» красоту между жаждущими, но не мог терпеть, если его подарки не «работали», то есть не украшали кого-либо или что-либо.

Дом Параджанова бы центром для знаменитостей всего мира. Щедрые на гостинцы соседи уже не удивлялись появлению Майи Плисецкой, Владимира Высоцкого, Марчелло Мастроянни, Аллена Гинзберга и других именитых гостей. Одного его можно было застать разве что рано утром. До самого позднего вечера его окружала самая разнообразная публика – торгаши и режиссеры, бывшие князья и «воры в законе», зэки из зоны и участковые милиционеры.

Хорошо разбираясь в людях, он говорил им все, что думал, зачастую эпатируя и шокируя их. Одни из его гостей уходили, поверив навсегда, что посетили великого человека, другие были уверены, что общались с самим дьяволом.

Он был не любим властями. И, наверное, в первую очередь за то, что обладал потрясающим ощущением свободы. Он был человеком вне систем, канцелярских книг, паспортов и похвальных грамот. Был судим за «украинский национализм», «насилие над членами партии», за спекуляцию.

Будучи в тюрьмах и лагерях, Параджанов заводил прекрасные отношения с заключенными, надзирателями, начальниками. Они становились его друзьями, и поэтому «особо опасного преступника» переводили в другой лагерь, где все повторялось сначала.

Умея наслаждаться жизнью, он удивительно благоговейно относился к смерти. Когда умер муж его сестры, он гримировал покойника всю ночь, пытаясь сделать его красивее, чтобы тот хорошо выглядел в последнем акте своей жизненной драмы.

Параджанов тяжело переживал вспыхнувший конфликт между армянами и азербайджанцами. Для такого знатока материальной культуры, обычаев и традиций любые границы всегда были не более чем условность. На киностудии «Грузия-фильм» он снимал в Баку с армянским оператором фильм «Ашик-Кериб».

1 августа 1979 года. "Танцующие курд и курдянка" – так назвал свою фреску Сергей. Постоянно видоизменяясь, она просуществовала более 10 лет, затем ее, оставшуюся без хозяина, разобрали на сувениры. Я, помню, тоже отколупал какие-то остатки на память, но не смог найти им какое-либо применение.


Последний неоконченный фильм Параджанова «Исповедь» посвящен городу его детства, Тбилиси, который он любил до боли. Было снято всего лишь несколько кадров во дворе, где он родился, вырос и жил последние двенадцать лет. Ему посчастливилось умереть, не увидев обожженного, израненного, страдающего, потерявшего способность веселиться Тбилиси.

Параджанов не был верующим, не был он и атеистом. С равным почтением он переступал порог католической и православной церквей, синагоги и мечети. Он веровал в красоту и находил ее в любом человеке, обычае, обряде, предмете… Он завещал нам эту красоту. Она в его фильмах, сценариях, коллажах, рисунках и воспоминаниях тех, кто никогда не сможет его забыть.



Декабрь 1980 года. Я встретил Сергея Иосифовича, возвращавшегося домой с покупками – тремя бутылками лимонада и еще с чем-то недорогим. По дороге он не поленился подобрать старое велосипедное колесо, с которым получилась блестящая фотокомпозиция. 

4 марта 1981 года. К Параджанову поднялся также сосед, маленький мальчик.
«Он – помощник квартирных воров, форточник, – пояснил мне Сергей. – Ему специально не дают есть, чтобы он мог пролезать через узкую форточку и открыть дверь изнутри». Толстый мужчина на портрете, по словам Сергея, его родственник – купец.

Юрий Мечитов, фотограф

из книги  «Сергей Параджанов. Хроники Диалога» – Тбилиси: GAMS – print, 2009.


Об авторе

Юрий Мечитов

Родился в 1950 году в Тбилиси. Фотографией увлекся в восьмилетнем возрасте, но задумываться о том, чтобы сделать ее своей профессией, начал гораздо позже. В 1972 году окончил Грузинский государственный политехнический институт по специальности «горный инженер». После окончания четыре года проработал в Государственном институте проектирования шахт. В середине 1970-х оставил профессию инженера и в поисках возможностей для творческой самореализации устроился методистом студии любительских фильмов при Совете профсоюзов Грузинской ССР. В это время начал снимать любительское кино и участвовать во всесоюзных конкурсах как автор короткометражек.

В 1978 году Юрий Мечитов познакомился с недавно освободившимся из мест лишения свободы Сергеем Параджановым и с этого момента стал бессменным «фотохроникером» жизни и творчества режиссера до самой его смерти. Он регулярно бывал в доме детства Параджанова на улице Котэ Месхи в Тбилиси, где тот поселился после тюрьмы, и в процессе съемок подробных фотоочерков сблизился с мастером. Находясь под влиянием друга и учителя, Юрий Мечитов выработал своеобразную манеру, которая соединила фотоизображение и текст-комментарий дневникового характера и окончательно была оформлена в итоговом альбоме «Сергей Параджанов. Хроники диалога» (2009).

В 1981 году он снял «Полет черного ворона», ставший культовым изображением Параджанова. На основе фотографии скульптор Важа Микаберидзе изготовил памятник, который был установлен в Старом Тбилиси в 2004 году к 80-летию режиссера.

Юрий Мечитов много лет проработал фотографом на киностудии «Грузия-фильм». Также он исполнил ряд ролей в игровом кино и снял несколько документальных фильмов. В 1983–1984 годах как художник-фотограф Мечитов участвовал в съемках картины Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости». В 1985 году он вновь запечатлел работу кинорежиссера на съемках «Арабесок на тему Пиросмани» — короткометражной ленты, снятой на Грузинской студии документальных фильмов.

Первая фотовыставка Юрия Мечитова прошла в Доме кино в Тбилиси в апреле 1979 года. На сегодняшний день состоялось более 90 фотовыставок мастера по всему миру.

Многие годы Мечитов работал в основном в документальном жанре, однако себя автор считает фотографом-портретистом. Также известны его снимки для театра, кино, рекламы, журналов, книг. В 2002–2004 годах он работал фоторедактором в газете «Мтвари газети», в 2003–2005 годах принял участие в фотопроектах Всемирного банка, читал лекции по фотографии в разных учреждениях Тбилиси. Помимо альбома «Сергей Параджанов. Хроники диалога», он является автором ряда литературных произведений и книг «101 портрет Юрия Мечитова» (2010), «История грузинской фотографии» (2013), «Сергей Параджанов» (2014), «Двойные страницы Грузии» (2018).

Юрий Мечитов — соучредитель и преподаватель фотошколы «Мастерская Мечитова — Деисадзе». В настоящее время преподает фотографию в Академии искусств Грузии.

Фильмография Юрия Мечитова:

1974 — «С 9 до 6», короткометражный, режиссер, оператор

1975 — «Знаю, близок миг…», короткометражный, режиссер, оператор

1977 — «Нина Иосифовна», короткометражный, режиссер, оператор

1981 — «Брат», режиссер Темо Баблуани, оператор нескольких эпизодов

1983–1984 — «Легенда о Сурамской крепости», режиссер Сергей Параджанов

1985 — «Арабески на тему Пиросмани», режиссер Сергей Параджанов

1986 — «Робинзониада», режиссер Нана Джорджадзе

1989 — «Исповедь», режиссер Сергей Параджанов

1991 — «Леонардо», режиссер Давид Нацвлишвили

1992 — сериал «Золотой паук», режиссеры Гоги Кавтарадзе, Михаил Антадзе, Давид Квирцхалия

1992 — «На грани», режиссер Дмитрий Цинцадзе

1992 — «25 декабря», режиссер Заза Буадзе

1996 — «1001 рецепт влюбленного кулинара», режиссер Нана Джорджадзе

2003 — «Когда ушел Отар», режиссер Жюли Бертуччелли (Франция)

2005 — «И шел поезд», режиссер Георгий Шенгелая

2013 — «Параджанов», режиссер Олена Фетисова, Серж Аведикян

2018 — «Давай насос — 2», режиссер Гия Качарава, актер

Последнее изменение 11.04.2025





    Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Фотография не найдена

    Поделиться ссылкой на выделенное