Возникшая на рубеже 1830-40-х годов фотография проецировалась на искусство французского романтизма и так называемого «стиля трубадур». «Младший» вид искусства многому научился у «старшего», живописи, переняв систему жанров и композиционные приемы. В свою очередь, фотография задала высокий критерий четкости и жесткости линий, передачи фактуры и визуального сходства. Далее оба вида искусства развивались параллельно; если Жан-Мари Дюриё и Эжен Делакруа, Валу де Вильнёв и Гюстав Курбе взаимовыгодно сотрудничали, то, например, Джулия Маргарет Камерон полагала свои постановочные фотографии не уступающими картинам прерафаэлитов. Позднее появились и вортицистская, и сюрреалистская фотография; так называемые «фотографии без камеры» по степени абстрагирования вполне соответствуют критериям «самокритики вида искусства с помощью средств, специфичных для самого этого вида». Конечно, важную роль фотография играет в постмодернизме, где «снимается» различие между элитарной и массовой культурой, авангардом и китчем.
 
Не претендуя на исчерпывающее раскрытие темы, лекция намечает пунктир взаимодействия двух видов искусства.

Лектор: Курбановский Алексей Алексеевич, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, профессор СПб Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Фотография: Оскар Густав Рейландер. «Два пути жизни». 1857