РОСФОТО впервые представил произведения видеоарта нидерландских авторов, широко известных не только на родине, но и за рубежом. На выставке “Обретенная неспешность” были показаны работы, созданные в пограничной области между кино и фотографией. Определяющая характеристика этой зоны — стремление к временной и пространственной дифференциации в развитии сюжета. Во многих работах точка съемки фиксирована, и внимание концентрируется на каком-то одном событии или одной области пространства. Сюжеты некоторых работ включали социальные и психологические контексты, но не истории как таковые — здесь скорее имеет место визуализация движения во времени. Это фиксированные временные отрезки, порой очень кинематографичные по динамике, которые вернее всего можно охарактеризовать как движущиеся фотографии. Визуальная область, возникающая на границе кино и фотографии, возвращает нас к понятиям «ограничение» и «замедление», и не удивительно, что при постоянно возрастающем использовании изображений во всех сферах нашей жизни она вызывает все больший интерес у современных художников.

В проекте «Обретенная неспешность» техническая и тематическая специфика этой пограничной сферы проиллюстрирована произведениями девятнадцати авторов.

Ханс оп де Бeeк (Hans Op de Beeck) создает инсталляции, произведения видеоарта и фотографии. Постоянная тема его творчества — отчуждение, однообразие и непонимание на фоне коммерциализации современной жизни. Сюжеты, представленные художником, воссоздают атмосферу одиночества и опустошения. Видео Ханса оп де Беека – фрагменты ежедневной жизни, увеличенные и преобразованные в некий отчужденный образ. Работа «Теперь все вместе…» (2005)  продолжает традицию живых картин. Мы видим три застолья, собранных по трем разным поводам – пожилых людей на поминках; грустных новобрачных с гостями и день рождения отца семейства. В одном непрерывном медленном движении камера фиксирует психологические портреты гостей. Некоторые из них комичны, другие — трагичны или трогательны. В замедленном движении каждая деталь беспощадно выставлена на обозрение.

Видеоработы Мэтта Колдервуда (Matt Calderwood) кратки и выразительны. Ракурс и кадрирование, глубина резкости и освещение четко зафиксированы. В кадре нет ничего лишнего. Многие из его фильмов формально связаны с темой света. Сюжеты его фильмов — повседневные эксперименты: подъем по лестнице, вкручивание электрической лампочки или уравновешивание двух булавок. В фильме Колдервуда «Полосы» (2005) мы видим медленную гибель ряда неоновых трубок, разбиваемых стеклянными пулями. Свет постепенно меркнет, но темнота наступает только тогда, когда разбивается последняя.

Внимание Пола Коойкера (Paul Kooiker) сосредоточено на женском теле, фактурно представленном в его работах. Коойкер продолжил старую традицию исследования отношений между художником и моделью, зрителем и объектом. Серии фотографий Пола Куикера всегда систематичны при внимательном изучении. Он создает, главным образом, серии, каждое отдельное изображение в которых приобретает свой конкретный смысл в составе целого.

Марьян Тееувен (Marjan Teeuwen) заполняет пространство студии вещами. Переполненные комнатки погружают глаз зрителя в бесчисленное число книг, сумок, одеял, одежды, коробок, досок, газет, домашней утвари и многого другого. Объекты были целенаправленно собраны, текстура и цвет накоплены в архитектуре горизонтальных и вертикальных полос, упорядоченных в сомнительном балансе. Вместительность и движение, с одной стороны, соседствуют с  теснотой и клаустрофобией, с другой. Иногда ее инсталляции открыты для публики; но в большинстве случаев они создаются для съемок. Фотографии могут восприниматься как натюрморты или групповые портреты вещей; и хотя человеческие фигуры не появляются, комната заполнена жизнью до самых стропил. Фильмы Марьян Тееувен походят на живые картины – минимум движения и никакого сюжета. Например, в фильме «Конвейер» (2005) два ленточных конвейера движутся в противоположные стороны, перемещая бесконечный поток объектов.

Барбара Виссер (Barbara Visser) работает с фотографией, видео и кино. Ключевые темы в ее работах — реальное и нереальное, объективное и сфабрикованное – римейк. Ее цель состоит не в том, чтобы скопировать оригинал, а в том, чтобы создать псевдореальность, поддельные сцены, настолько мало отличающихся от действительности, насколько это возможно. Барбара Виссер неоднократно использует актерскую игру как форму обмана. На выставке она представит свой фильм «Филиппа» (1998). Фильм снят в Музее ван Лун в Амстердаме. Особенность фильма — минимальный сюжет и непрерывные повторения. Филиппа ван Лун, самая молодая из потомков семьи ван Лун, изобретательно разыгрывает роли в монументальных комнатах этого музея семнадцатого столетия.


Авторы проекта Эйлко Бранд (Eelco Brand), Оливерг Боберг (Oliver Boberg), Иоб Кулевейн (Job Koelewijn), Раймон Тодан Шабо (Raymond Taudin Chabot), Габриэл Лестер (Gabriel Lester), Персейн Брурсен и Маргрит Лукакс (Persijn Broersen en Margit Lukacs), Анук де Клерк (Anouk De Clercq), Ханс оп де Беек (Hans Op de Beeck), Мартейн Велдхун (Martijn Veldhoen), Филипин Хуген (Philippine Hoegen), Лон Роббе (Lon Robbe), Ине Ламерс (Ine Lamers), Мэтт Калдервуд (Matt Calderwood), Дан Геесин (Dan Geesin), Паул Коойкер (Paul Kooiker), Марьян Тееувен (Marjan Teeuwen), Михал  Бутинк (Michal Butink), Барбара Виссер (Barbara Visser)

Организаторы Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, KW14 kunstenaarsinitiatief (Хертогенбош, Голландия) при поддержке Генерального Консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге, Фонда Mondriaan, компании Epson