Восемь фотоколлекций немецких художников-фотографов
Выставка фотографии FotoKunst (куратор – Вульф Херцогенрат, Институт связей с зарубежными странами «ifa», Штутгарт) знакомит с работами немецких художников-фотографов, которые на протяжении многих лет считают фотографию основным средством творческого самовыражения или используют ее наравне с такими формами искусства как живопись, графика или перформанс.
Дитер Аппельт, супруги Анна и Бернхард Блюме, Томас Флоршютц, Юрген Клауке, Астрид Кляйн, Клаус Ринке, Катарина Зивердинг представляют восемь различных концепций современной художественной фотографии Германии. Эти мастера принадлежат к разным поколениям, не совпадают истоки, принципы и стилистические направления их творчества. Именно разнообразие подходов к фотографии как к средству коммуникации делает выставку особенно интересной.
На выставке будут представлены восемь авторских фотоколлекций, причем каждая из них ретроспективна. Посредством технологических экспериментов, комбинирования и выстраивания сюжетов, заимствований из области любительской, репортажной и рекламной фотографии создаются особые, подвластные только фотографической технике композиции, концептуальное богатство которых ставит под сомнение художественную ценность рутинной фотографической продукции СМИ.
Сравнительно небольшая выставка, состоящая из 41 произведения восьми значимых для современного искусства немецких художников, – не ретроспектива и не история художественной фотографии в Германии. Это показ того, как художники преодолевают «противоречие» между искусством и фотографией. Глядя на список авторов, петербургский зритель сразу отметит имена Зигмара Польке и Юргена Клауке. Русский музей показывал их персоналии в 1997 и 2001 годах соответственно. Изысканный иронист и выдумщик Польке запомнился сопровождавшими живопись антиконсюмеристскими афоризмами, напрямую не связанными с изображением: «Пересоленную еду можно сделать съедобной, если подстелить под ковер газетный лист». Нарциссист Клауке – умением обходиться для фотосессий исключительно собственной персоной.
Но исходной точкой проекта «FotoKunst» мне представляются (на чем совершенно не настаиваю) фотографии Клауса Ринке. Он известен своими перфомансами с использованием воды. Некоторые акции специально проводились для того, чтобы остаться только как произведения художественной фотографии. В их числе «Опрокидывание 250 литров воды» – метафора превращения бесформенной жидкости в виртуальную скульптуру. Или перфоманс с восемьюдесятью 220-литровыми бочками, установленными между путями на главном железнодорожном вокзале в Гамбурге. Ринке интересует, как вода в бочке становится километровым столбом, знаком пространства и времени. Акция в Гамбурге проводилась как генеральная репетиция показа на 38-й Венецианской биеннале в 1978 году. Но художник не получил на него разрешения. Известно, что власти Венеции очень трепетно относятся к любому, даже временному вторжению в городскую среду. Ринке не соглашался ни на какие купюры, и проект остался только на фотобумаге.
Серию снимков Юргена Клауке «Столкновение» можно рассматривать как поединок души и тела, когда вечно сомневающаяся душа погибает под натиском жизнерадостного тела. Клауке также документирует перфоманс, но без прямых ссылок на персонажей и время действия. Впрочем, тут же «исправляется» в серии «Мотив исчезновения», где античную статую Венеры заменяет мужчина в черной шляпе. Он сфотографирован со спины, но не приходится сомневаться, что это сам Клауке.
Метод «капиталистического реализма» Зигмар Польке переводит на язык фотографии в серии «Принадлежит Мари». Незатейливый, вероятно, любительский пейзаж с горным озером и кирхой на первом плане постепенно затушевывается и сводится к двум одиноко растущим елкам. На такое произведение уже можно смело наступить модным остроносым ботинком, оно полностью потеряло свою ценность.
Отсылаю интересующихся проблемой «хомо сапиенс» к серии фотографий Дитера Аппельта «Путь памяти», где антропологическая игра с черепом дает огромные возможности для интерпретаций. Проблемы постижения архитектуры человеческого тела интересуют Томаса Флоршютца.
Социальным портретированием занимается Катарина Зивердинг, в проекте с провокативным названием «Германия становится более немецкой». На родственные темы высказались Анна и Бернхард Блюме в серии «Метафизика – это для мужчины».
Лес, воспетый немецкими романтиками XIX века, для современного мужчины еще может служить местом трепетного прикосновения к вековому стволу. А для пожилой дамы он становится местом опасного приключения, где ей приходится висеть на хилой жердочке. Астрид Кляйн возвращает нас в современный город, где необходимо преодолевать еще больше барьеров, чем в самом диком лесу (серия «Через границы»), чтобы в итоге столкнуться с массированной атакой китчевой рекламы в серии «Изящные искусства».
Повторю вслед за Вульфом Херцогенратом, куратором выставки «FotoKunst» и автором вступительной статьи к каталогу, слова знаменитого немецкого художника Мартина Киппенбергера: «Фотография как средство коммуникации вправе порождать идеи».
Вадим Михайлов
Совместно с Немецким культурным центром имени Гёте в Санкт-Петербурге
Новогодние каникулы в музее: лучшие выставки Москвы и Петербурга (РИА)
Немецкая интеллектуальная фотография на выставке в Санкт-Петербурге (DW)
Выставки недели: 2–8 ноября (Фонтанка)
Превращение (Коммерсант Weekend)
Живет и работает в Берлине.
1935 родился в Нимегке (Бранденбург)
1954–1958 получает музыкальное образование в высших учебных заведениях Лейпцига и Берлина
1959–1960 переселяется в Западный Берлин, изучает фотографию в Высшей школе изобразительного искусства у Хайнца Хайека-Хальке
1961–1970 работает в театре Немецкая опера в Берлине. До 1964 года продолжает обучение в Высшей художественной школе. Начинает эксперименты в области живописи, скульптуры, графики и фотографии.
1970 гастроли в Японии вместе с Немецкой оперой
1971–1975 продолжает работу в фотографии, живописи, скульптуре и графике; первая персональная выставка в театре Немецкая опера в 1974 году
1976 поездка на Монте-Изола (Италия), где Аппельт совершает свое первое «подвешивание»; с этого момента начинается период интенсивной работы в области фотографии
1979 покидает Немецкую оперу, чтобы сосредоточиться на визуальных искусствах
С 1982 — профессор фотографии, кино, видео в Высшей школе изобразительного искусства в Западном Берлине
1986 конструирует механические приспособления для вращения различных объектов перед камерой
1988–1990 куратор выставки «Между черным и белым» для Нового союза берлинских художников
2005 высшая премия в области фотографии и медиа от художественного музея Аркон (Огайо, США)
Живет и работает в Кёльне и Гамбурге.
1937 родилась в Борке (Северный Рейн-Вестфалия)
1960–1965 учеба в Государственной художественной академии в Дюссельдорфе
С 1966 года на протяжении 20 лет проводит множество занятий и семинаров по искусству в различных гимназиях Кёльна и Дюссельдорфа.
1970–1985 графическая работа («Женщины») и спорадическое сотрудничество с Бернхардом Йоханнесом Блюме
С 1985 — работа над крупноформатными фотосериями «Родной очаг» и «В лесу»; фотоакции совместно с Бернхардом Йоханнесом Блюме (для «пожизненного фоторомана»)
1937 родился в Дортмунде (Северный Рейн-Вестфалия) учится на кинохудожника, декоратора и графика
1960–1965 учится в Государственной художественной академии в Дюссельдорфе
1967–1971 изучает философию в Кёльнском университете; преподает искусство и философию в одной из гимназий Кёльна C 1980 — фотоакции совместно с Анной Блюме (для «пожизненного фоторомана»)
1987–2002 профессор свободных и прикладных искусств Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге
1987 приз Хермана-Клаасена в области фотографии (совместно с Анной Блюме)
1988 первая художественная премия Кёльна в области видео (совместно с Анной Блюме)
1990 приз Конрада фон Зёйста от земельного совета Вестфалии
2000 приз Немецкой Академии художеств (совместно с Анной Блюме)
1957 родился в Цвиккау (Саксония)
1987 первая премия в конкурсе молодых европейских фотографов, Франкфурт-на-Майне
1988 рабочая стипендия сенатора по делам культуры, Западный Берлин
1993 в течение года живет и работает в Нью-Йорке художественная премия Доротеи-фон-Штеттин, Бонн
1994 рабочая стипендия художественного фонда, Бонн
1995 работает в Бразилии
1997 премия фонда Гельмута Крафта, Штуттгарт
2000 в течение года работает в США
Живет и работает в Кёльне.
1943 родился в Клидинге (Рейнланд-Пфальц)
1964–1970 учеба в Высшей художественной школе искусства и дизайна в Кёльне по специальности «свободная графика»
1970–1975 преподаватель свободной графики в Высшей художественной школе искусства и дизайна в Кёльне
1980–1981 профессор Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге
1983–1984 профессор Академии изобразительных искусств в Мюнхене
1986 профессор Объединенного института в Касселе
с 1987 — профессор искусства и фотографии в университете Эссена
с 1994 — профессор Высшей художественной школе в области медиа-искусств в Кёльне
Живет и работает в Кёльне и Лейпциге.
1951 родилась в Кёльне
1973–1977 учеба в ремесленной художественной школе искусства и дизайна в Кёльне
1980 стипендия международной организации «Германо-французские молодежные мастерские» (Office franco-allemand pour la Jeunesse)
1982 рабочая стипендия Художественного фонда, Бонн
1983 поощрительная премия земли Северный Рейн-Вестфалия
1984 поощрительная премия города Кёльн
1986 поощрительная премия Глоккенгассе, Кёльн; профессор Высшей школы изобразительных искусства в Гамбурге
1987 стипендия Карла Шмидта-Ротлуфа
1992 стипендия Круппа в области фотографии
1991 премия ARS VIVA в области художественного оформления пространства за росписи декораций для театра в Дортмунде
1993 профессор Высшей школы графики и художественного оформления книг в Лейпциге
1997 премия им. Кете Кольвиц Немецкой Академии Художеств
2000 приз Гельмута Крафта
2001 премия государственного союза немецких книгоиздателей
1941 родился в Оельсе (Силезия)
1959–1960 учеба в мастерской по росписи стекла в Дюссельдорфе
1961–1967 учеба в Государственной художественной академии в Дюссельдорфе, в классе Герхарда Хёме и Карла Отто Гётца
1963 вместе с Конрадом Фишер-Люгом и Герхардом Рихтером постулирует принципы «капиталистического реализма» в живописи
1964 премия молодых немецких художников (вместе с Клаусом Гельдмахером и Дитером Кригом), Баден-Баден
1970–1971 профессор Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге
1975 первая премия в области живописи на XIII биеннале в Сан-Паулу (Бразилия)
1977–1991 преподает в Высшей школе изобразительных искусств в Гамбурге
1986 «Золотой лев» XLII венецианской биеннале
1988 международная премия в области живописи, Баден-Вюртенберг
1995 международная премия Карнеги (Питтсбург, США)
1998 художественная премия Центра современного искусства (Нью-Йорк)
2002 Императорская премия японской художественной ассоциации
2007 Рубенсовская премия в области живописи города Зигена (Северный Рейн-Вестфалия)
Живет и работает в Хане (Рейнская область) и в Лос-Анджелесе (США).
1939 родился в Ваттеншайде (Рур)
1954–1957 учится на декоратора и плакатиста в Гельзенкирхене, вечерние курсы при Фольквангшуле в Эссене (Северный Рейн-Вестфалия)
1957–1960 учится в Фольквангшуле в Эссене
1960–1964 живет и работает во Франции
1962 первая персональная выставка в Гавре (Франция)
С 1967 выполняет различные живописные работы; вода становится основной темой и объектом творчества.
1969–1976 работа над циклом «Премьерная демонстрация» (работа с собственным телом)
1971 начало художественной деятельности в области перформанса
1974 начало преподавательской деятельности в Государственной художественной академии в Дюссельдорфе
1978–1980 работа в Австралии
Живет и работает в Дюссельдорфе и Берлине.
1944 родилась в Праге (Чехия)
1963–1964 учеба в высшей художественной школе в Гамбурге
1964–1967 учеба в Государственной академии искусств в Дюссельдорфе (классы Тео Отто и Йозефа Бойса)
С 1968 года занимается пространственными инсталляциями крупноформатных фоторабот, а также кино- и диапроектами.
1976 стажировка в Музее американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art), Нью-Йорк
1977 аспирантура Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), Нью-Йорк
1990–1992 профессор Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге
с 1992 — профессор Высшей художественной школы в Берлине
1994 премия Немецких критиков искусства
1995 приглашённый профессор Центра современного искусства, Китакиушу (Япония)
1995–2007 приглашённый преподаватель Международной летней академии в Зальцбурге (Австрия)
1996 премия Ловиса Коринта
2001 приглашённый профессор Колледжа Искусств в Атланте (США)
2002 приглашённый профессор Университета им. Джорджа Вашингтона в Сент-Луисе (США) и Китайской академии художеств в Шанхае
с 2002 — старший преподаватель Художественного университета Берлина
2005 приглашённый профессор Академии перформативного искусства в Праге (Чехия)
2006 приглашённый профессор частного университета Виттен-Хердеке (Северный Рейн-Вестфалия)
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: