Первый опыт сотрудничества РОСФОТО и Венгерского музея фотографии (г. Кечкемет)
В выставочных залах РОСФОТО зрителям будут представлены шедевры пяти всемирно известных мастеров фотографии, объединяет которых венгерское происхождение. Андре Кертеш, Ласло Мохоли-Надь, Брассай, Мартин Мункачи, Роберт Капа — знаковые имена в истории фотографии XX столетия. Каждое из этих имён — это свой особый стиль и уникальный путь в фотографии, ставшие примером и источником вдохновения для последователей, в числе которых мастера мирового уровня.
Выставка создавалась Венгерским музеем фотографии как визуальное сопровождение исследования, в котором детально сопоставляются биографии пяти знаменитых фотографов, выявляются точки соприкосновения, взаимного влияния, особенности, объединяющие или, наоборот, разделяющие их жизненные пути.
Соединив пять великих имен в одном проекте, авторы, прежде всего, преследовали цель воздать должное вкладу венгерской фотографии в сокровищницу мирового фотомастерства. Ещё одна важная цель проекта — осмысление культурного, этнического и исторического контекста как фактора формирования творческой судьбы фотографа. Это делает выставку особенно интересной, поскольку задает систему координат, пользуясь которой зритель имеет возможность «локализовать» созерцаемую фотографию не только во времени и пространстве, но и в системе общественных ценностей и интересов эпохи её создания.
Фотография появилась в то время, когда уже набирало силу стирание культурных границ в Европе, поэтому пути, которые она избирает, лишь в малой степени определяются национальной принадлежностью фотографа, и в очень большой мере — культурным контекстом эпохи. Этот фактор определяет очень многое — от выбора фотографии как поля деятельности и определения направления творческих поисков до выбора места для жизни и творчества. Каждый из пяти фотографов, представленных на выставке, покинул свою родину, чтобы достичь признания на Западе, и пути их были предсказуемы: Берлин — как место, где огромными темпами развивалась журналистика, Париж — как столица культурной жизни, США — как место спасения от нацистов во время второй мировой войны.
Следя за творческими биографиями авторов, мы видим, как идеи времени находят отражение в их деятельности, задавая ей направление в соответствии с интересами и талантами каждого из них. В случае Мункачи важными составляющими успеха были чувство момента и быстрота реакции, авантюризм, дающие возможность делать сенсационные фотографии, которых так жаждала публика эпохи индустриализации прессы. Для Кертеша успех определила его необычайная чувствительность к душевному состоянию и переживаниям человека, созвучная набравшей силу ко второй половине столетия тенденции популяризации гуманистических ценностей; для Брассая — способность ощутить и передать сюрреалистичность момента повседневности. Роберта Капу мир, к середине века попавший в зависимость от визуальных свидетельств, запомнил как величайшего военного фотографа, который открыл закон непосредственной близости к событиям как залога успешной военной фотографии. Совсем в другой области лежит деятельность Мохоли-Надя — его исследование фотографии как способа видения и производства необходимо рассматривать на фоне особенно сильной в 1920-30-е годы идеологии всеобщей мобилизации на проектирование будущего и перестройку социума.
Среди работ, представленных на выставке — те, которые обладают особой значимостью в контексте творческого пути каждого из пяти фотографов: в частности, это первый фотографический опыт Кертеша, дебютные снимки Мункачи для модных журналов; едва не погибшие в лаборатории фотографии высадки десанта союзников, сделанные Капой в Нормандии в 1944 году. Избегая ретроспективного подхода, выставка скорее обозначает то, что каждый из пяти великих венгров подарил мировой фотографии.
[Андор Кертес*] (Будапешт, 2 июля 1894 – Нью-Йорк, 28 сентября 1985)
В 1912 году Кертеш окончил коммерческое училище и начал работать на Будапештской бирже. На свою первую зарплату он купил фотоаппарат ICA и стал самостоятельно осваивать искусство фотографии. Друг Кертеша Ласло Хмура давал ему практические советы по проявке пленок и печати фотографий. Когда началась первая мировая война, Кертеша призвали в армию, и на фронт он взял с собой камеру Фойгтлендер. Две из фотографий, сделанных им во время войны, были опубликованы.
В 1927 году Кертеш переезжает в Париж, превратившись из венгерского клерка в парижского художника. Именно здесь Кертешу принес успех его особенный стиль – глубоко гуманистичный, субъективный, стиль, благодаря которому он стал одним из величайших фотохудожников на все времена. Как однажды заметил Анри Картье-Брессон, «все, что мы делаем, уже сделал Кертеш». Живя в Париже, Кертеш сотрудничал в нескольких европейских изданиях: Vu, Sunday Times, Berliner Illustrierte Zeitung, Uhu. Именно он поддерживал Брассая и Роберта Капу в их стремлении заниматься фотографией. Первая парижская выставка Кертеша прошла в галерее Sacre du Printemps в 1927 году.
В 1936 году по заданию студии Keystone Studios Кертеш отправился в США. Он собирался оставаться там только на время контракта, однако из-за начавшейся войны поселился в Соединенных Штатах уже навсегда. С 1937 по 1949 год Кертеш снимал для журналов Look, Harper’s Bazaar, Vogue. В 1944 году он получил гражданство США. С 1963-го и до своей смерти Кертеш занимался разбором и публикацией прежних работ, не переставая при этом создавать новые снимки. Его работы были отмечены множеством наград. Во время своей поездки в Венгрию в 1984 году Кертеш получил Орден Флага Венгерской Народной Республики, став первым и до сих пор единственным фотографом, представленным к этой высокой награде. После его смерти в городе Сигетбече открылся Музей фотографии Андре Кертеша.
* По-венгерски фамилия фотографа читается как «Кертес». Когда о Кертеше стали писать в России, практиковалась простая транслитерация, не учитывавшая особенностей произношения большинства европейских языков. Из-за этого в отечественной традиции закрепился неправильный с точки зрения законов венгерского языка вариант прочтения фамилии фотографа).
[Гьюла Халас] (Брассо [Брашов], 9 сентября 1899 — Париж, 7 июля 1984)
Родился в Брассо (ныне Брашов, Румыния), молодым человеком уехал из Венгрии в Берлин. Работал журналистом и учился в Академии изящных искусств, познакомился и близко подружился с известным художником Лайошем Тиханем. В 1923 году переехал в Париж, где оставался до конца жизни. В Париже занимался журналистикой и живописью, поначалу не испытывая интереса к фотографии. В 1925 году один из друзей Брассая познакомил его с творчеством Эжена Атже. Брассай был буквально очарован фотографиями Атже, который навсегда стал для него кумиром.
В 1926 году Брассаи знакомится с Андре Кертешем, обучившим его основам фотографии. Тем не менее, только к 1929 году фотография становится основным занятием Брассаи. Его альбом «Ночной Париж» (1931) завоевал международное признание. Брассаи всегда хотел быть только художником, поэтому фотографии публиковал под псевдонимом, тогда как свои картины подписывал собственной фамилией («Халас») в надежде, что они принесут ему славу. В 1932 году после публикации своих фотографий в журнале «Минотавр» подружился с Пикассо, и результатом этой дружбы стала книга интервью «Беседы с Пикассо». С 1935 по 1947 год Брассаи работал в фотоагентстве Rapho. С 1937 года в течение нескольких десятилетий сотрудничал с Harper’s Bazaar.
После второй мировой войны он пробовал себя в качестве театрального художника, работая с Кокто и Превером. В 1950-х Брассаи также занялся кинематографией, достигнув значительных успехов: в 1956 году он получил награду Каннского кинофестиваля за самый оригинальный фильм. Среди многочисленных призов и наград Брассая — французский орден «За заслуги».
Бачборшод, 20 июля 1895 — Чикаго, 24 ноября 1946
Окончив среднюю школу в Сегеде, Ласло Мохоли-Надь переехал в Будапешт и поступил на юридический факультет. В 1915 году он был призван в действующую армию, получил серьезное ранение и, находясь на лечении в госпитале, начал заниматься рисованием. В 1919, после поражения Венгерской революции, был вынужден бежать в Австрию, где встретился с известным венгерским писателем Лайошем Кассаком. Это знакомство определило дальнейшую жизнь Мохоли-Надя: по рекомендации Кассака он стал работать в Баухаузе в Германии. В Берлине Надь познакомился со своей первой женой — Люцией Шульц, которая и научила его фотографии. Когда Мохоли-Надю было двадцать шесть, Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в Баухаузе, а также разрабатывать теоретические программы и общие направления работы школы. Опираясь на большой опыт в фотографии и обширные теоретические познания, Мохоли-Надь искал новые возможности фотографии, экспериментируя со светом, тенью, пространством, массой, цветом, рисунком. Он одним из первых стал применять фотограмму. Мохоли-Надь рассматривал сознательное использование фотомонтажа как способ изображения реальности в новой манере.
После прихода к власти нацистов Надь покинул Германию. В 1937 году он по приглашению Гропиуса обосновался в Чикаго, где участвовал в создании Нового Баухауза. Когда последний закрылся, основал собственную Школу Дизайна, которая в 1944-м обрела статус Колледжа Дизайна. Этим колледжем Мохоли-Надь и заведовал вплоть до своей скоропостижной смерти.
[Мартон Мункачи, Мартон Мермельштейн] (Колоcвар, 18 мая 1896 — Нью-Йорк, 13 июля 1963)
Мартин Мункачи — один из всемирно известных венгерских фотографов, родоначальник жанра фотографии моды, достигшего пика в творчестве Ричарда Аведона. В возрасте четырнадцати лет вместе с родителями, шестью братьями и сестрами он переехал в Будапешт. В шестнадцать лет ушел из дома, работал маляром и декоратором, кроме того, писал стихи и пробовал себя в любительских спектаклях. Впоследствии стал журналистом и увлекся фотографией. Помимо репортажной фотографии, Мункачи занимался портретной съемкой, открыл несколько небольших студий в Будапеште. Начиная с 1924 года он снимал спортивные события для таких изданий как Est, Pesti Naplу, Dйlibáb. Его работам в области спортивного репортажа были присущи свежесть и необычность композиции — ради нетривиального кадра Мункачи мог подняться на крышу или снимать с пожарной лестницы.
В 1928 году он переезжает в Берлин и поступает на работу в издательство Ullstein Verlag. Мункачи был фотожурналистом, который всегда оказывался в гуще событий. Он фотографировал полет Цеппелина, снимал Лени Рифеншталь и Кемаля Ататюрка. Еще во время работы в Венгрии он сформулировал свое понимание фотожурналистики: «Увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди равнодушно упускают из вида — вот теория фоторепортажа. А практическая сторона фоторепортажа — это суметь в следующую тысячную долю секунды сфотографировать увиденное».
В 1934 году Мункачи эмигрировал в США, где вскоре стал самым высокооплачиваемым фотожурналистом Нью-Йорка. Фотографии Мункачи для журналов Harper’s Bazaar, Fortune, Vogue сделали его основателем нового стиля: именно он привнес движение и динамизм в фотографию моды. Джон Эстен называл этот стиль «движением Мункачи».
Роберт Капа [Эндре Ернё Фридман] (Будапешт, 22 октября 1913 — Тай Бин, 25 мая 1954)
Слова Стефана Лорана, назвавшего Роберта Капу «величайшим военным фотографом в мире», верны до сих пор. Одно из наиболее известных изречений Капы: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Под влиянием известного венгерского писателя Лайоша Кассака за год до окончания школы Эндре Фридман заинтересовался журналистикой. В 1930 году он начал заниматься фотографией и в том же году был вынужден покинуть родину после ареста за участие в демонстрации левых. Оказавшись в Берлине, Фридман поступил в Высшую школу политических наук. Подрабатывая в лаборатории фотоагентства Dephot, он получил свою первую «Лейку» для выполнения задания — сфотографировать Льва Троцкого на конгрессе социалистов в Копенгагене. В 1933 году Эрне Фридман переехал в Париж и взял себе новое имя — Роберт Капа. В 1936 он уезжает в Испанию, где по заданию Regards снимает репортажи о гражданской войне. Снимок, названный «Смерть солдата-лоялиста», принес ему известность и стал классикой фотографии. После испанских событий Капа уже сознательно избирает карьеру военного фотокорреспондента, снимая практически все вооруженные конфликты.
Во время второй мировой войны работал в Англии, Северной Африке, на Сицилии. В день начала боевых операций союзных войск он сопровождал первый американский десант при высадке на побережье Нормандии. После войны Капа посетил Венгрию; здесь он с большой чуткостью фотографировал послевоенное восстановление страны, отмечая приметы наступавшего коммунизма. В 1947 году вместе с Дэвидом Сеймуром, Анри Картье-Брессоном и Джорджем Роджером Капа создал фотоагентство Magnum Photos. В 1954 по заданию журнала Life он отправился военным корреспондентом в Индокитай. Недалеко от Тай Бина Капа погиб от взрыва противопехотной мины.
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: