Выставочный проект «Многоликая Россия» представляет вниманию зрителей архивные фотографии Российской империи второй половины XIX — начала XX века из коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.

На фотографиях запечатлены виды крупных городских центров Российской империи: Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Архангельска, Ростова, Ярославля, а также аутентичная жизнь национальных окраин.

Работы известных мастеров фотографического искусства второй половины XIX века: Альфреда Лоренса, Вильяма Каррика, Дмитрия Ермакова, Якова Лейцингера, Ивана Барщевского, Карла Буллы, – с исторической точностью и художественной выразительностью передают разнообразие жизненного уклада населения российского государства во второй половине XIX века.

На протяжении многих веков столицей Российского государства была Москва, в центре которой — старинный Московский Кремль. Виды Кремля, собора Василия Блаженного, Сухаревой башни, колокольни Ивана Великого, ставших символами России, были выполнены фотографами Петром Павловым и графом Иваном Григорьевичем Ностицем, проводившими крупномасштабную съемку достопримечательных мест Москвы и ее архитектурных памятников.

В Успенском соборе Кремля происходило венчание на царство российских императоров. Эта традиция сохранилась даже после 1703 года, когда император Петр I своим указом перенес столицу в Санкт-Петербург. В 1896 году в Москве был венчан на царство последний российский император Николай II.

Резиденцией царствующего дома Романовых был Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Здесь же в Петропавловском соборе Петропавловской крепости была усыпальница русских царей, начиная с Петра Великого. В Санкт-Петербурге находились Правительствующий Сенат, высший судебно-административный орган дореволюционной России, и Святейший Синод — высший орган управления русской православной церковью.

Фотографии исторических символов города: Главного Адмиралтейства с корабликом на шпиле, Казанского и Исаакиевского кафедральных соборов — также представлены на выставке. Познакомиться не только с  парадными достопримечательностями, но и с повседневностью большого города в середине XIX — начале XX века позволяют снимки городских типажей: дворников, извозчиков, торговцев. Отдельные фотографии посвящены крестьянским типам, уникальные изображения которых создал выдающийся мастер светописи Вильям Андреевич Каррик. Его авторству также принадлежат живописные видовые и жанровые съемки русской деревни.

В начале XX века Российская империя имела огромную территорию. Ее населяли многочисленные народы и народности, исповедовавшие различные религии и сохранявшие свои обычаи и уклад жизни.

История развития фотографии в Российской империи середины XIX — начала XX века неразрывно связана с именем русского фотографа, путешественника и предпринимателя Дмитрия Ивановича Ермакова. Невозможно переоценить значимость его авторского наследия для истории и культуры России, Грузии, Азербайджана, Армении, Персии, Турции. Работая в этих странах в составе археологических, этнографических, топографических и географических экспедиций с середины 1860-х по 1910-е годы, Ермаков создал более 40 000 негативов на стекле и более 120 фотографических альбомов. В проекте «Многоликая Россия» представлены некоторые его работы, выполненные им на Кавказе и в Грузии. Часть этих фотографий также вошла в экспозицию выставочного проекта «Многоликая Россия».

Отличающийся жанровым разнообразием проект «Многоликая Россия» знакомит зрителя с уникальными фотоматериалами из собственной коллекции музея, которые позволяют соприкоснуться с историей и жизнью России XIX столетия.


Место проведения: Каунасский центр культур разных народов, ул. Святой Гертруды, 58, Каунас, LT 44261, Литва

Программа Дней Санкт-Петербурга в Каунасе