Лекция Елены Бархатовой «Гуманистическая фотография» французских мастеров 1950-60-х гг.


31 октября

19:00

Лекция посвящена творчеству известных фотографов Франции — Р. Дуано, Э. Буба, В. Рони и ряду других, произведения которых наиболее ярко отразили гуманистическую направленность французской фотографической школы 1950–1960-х годов.
Редкие снимки, демонстрируемые на выставке РОСФОТО, поэтично запечатлели сцены повседневной жизни французов, рисуя общую выразительную картину послевоенной эпохи в стране.
Кадры, которые, по словам В. Рони, отражают «взгляд фотографа, любящего человека», соседствуют на выставке с лирическими снимками, воспевающими «Париж сновидений», как назвал один свой альбом И. Бидерманас, а импрессионистические, лирические по характеру пейзажи Э. Жерин — с ранними фэшен-фотографиями Ж. Ньепс.
Разнообразие визуальных образов и интересных пластических решений отличают произведения французских мастеров, вошедшие лишь в 2022 году в коллекцию РОСФОТО и впервые представленные петербургской публике и гостям города.

Елена Валентиновна Бархатова — искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения, специалист по изучению и популяризации музейного фонда РОСФОТО, автор более семидесяти научных публикаций, автор книг «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839‒1914», «Конструктивизм в советском плакате». Участница многочисленных российских и международных выставочных проектов, куратор выставок, посвященных изобразительному искусству России.





Лекция Александра Эсоно «Фотографы-любители и высокое искусство 1950-х в Европе»


7 ноября

19:00

Лекция посвящена итальянским, бельгийским и голландским фотографиям 1950–1960-х годов из собрания РОСФОТО. Представленные на выставке «Европейская фотография 1950–1960-х годов» снимки дают возможность осветить важный феномен фотолюбительства середины ХХ века с его пикториальной предысторией, а также соприкоснуться с проблематикой выставочной фотографии в ее культурно-историческом контексте 1950-х.
Кружки фотографов-любителей в середине XX столетия были двигателем развития выставочной фотографии, кузницей кадров для модно индустрии и фотожурналистики. Особого внимания заслуживает разнообразие подходов различных национальных школ, каждая из которых по-своему отвечала на запросы времени, будь то послевоенный гуманизм, свобода творчества или поиск новой выразительности и взаимодействие с такими течениями в изобразительном искусстве, как футуризм, абстракционизм или реализм. Итальянская фотография — прекрасный пример широкого горизонта художественного поиска, от созвучного кинематографу реалистического подхода до аллюзий на модернизм начала ХХ века. Итальянские фотографы тонко уловили грань между счастливой жизнью и видимыми разрушениями, покоем и драмой. Снимки бельгийских авторов близки французскому гуманистическому направлению в фотографии: мастера стремились к лиричности образов и ироничному городскому репортажу. В то время как голландские фотографы вплотную подошли к тому, чтобы считаться частью современного им позднего сюрреалистического движения.
Рассматриваемые на лекции произведения, их художественные особенности позволяют глубже погрузиться в историю фотографии 1950-х годов — бесспорно, одной из важнейших и богатейших страниц в теории и истории искусства.
Александр Эсоно —кандидат искусствоведения





Лекция-показ Натальи Казуровой «Итальянский неореализм: от внешней правды к внутренней правде»


28 ноября

19:00

Послевоенное кино Италии — это акт творческого и гражданского мужества, а правда и поэзия фильмов Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Лукино Висконти и прочих неореалистов — это честный рассказ о жизни «маленького человека», итальянца из соседнего двора. С течением времени на авансцену выходят Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини. Каждый из них обладает авторским, оригинальным стилем, тем не менее все они по-своему берут уроки у классиков итальянского неореализма, в чем-то продолжая их философию, а в чем-то противопоставляя свои работы идеалам влиятельного течения. Сегодня в Италии сохраняется отношение к неореализму как к эталону, согласно которому оцениваются эстетические вкусы, политические взгляды и мироощущение молодых режиссеров. Тоска по былому величию итальянского кино сменяется робкими надеждами на появление новых имен, способных если не затмить, то хотя бы конкурировать с авторами золотого периода. В ходе лекции будет рассмотрен политический и культурный контекст возникновения неореализма и волнообразная история его развития. Кроме того, разговор коснется гротескной кинобуффонады Феллини и экзистенциального творчества Антониони. В работах обоих режиссеров симптоматично и символично пролегает мост во времени от идеи общественного диалога к внутреннему диалогу человека с самим собой. В итоге мы постараемся ответить (может быть) на главный вопрос, почему неореализму уготована «долгая счастливая жизнь», а в каждом зрителе и сегодня живет «маленькая» Джельсомина?

Лекцию читает Наталья Казурова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник и заведующая аспирантурой Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), программный директор фестиваля «Дни этнографического кино» (Москва). Куратор кинопрограммы Фестиваля искусств Востока DairaFest (Санкт-Петербург). Автор статей о кино мусульманского региона и книги «Между жизнью и смертью. Заметки о творчестве Аббаса Киаростами» (издательство «Новое литературное обозрение», серия «Кинотексты»). Преподаватель НИУ ВШЭ и Шанинки (Москва), ЮФУ (Ростов-на-Дону). Автор телеграм-канала Cinephile Chronicles.

После лекции пройдет показ фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» (1948)
12+